Пять страхов, из-за которых вы еще не обратились в студию разработки

Пока конкуренты развивают собственные приложения

«Абсолютно все веб-студии срывают сроки работ. Кто-то чаще, кто-то реже, но 70% проектов проваливаются с треском» — такое мнение мы нашли в сети.

В этой статье разбираем, какие еще негативные предубеждения слышали от клиентов до начала сотрудничества. И рассказываем про наш подход: как мы выстроили процессы, чтобы эти страхи не воплотились в реальность.

Страх № 1. Сотрудничать со студией, у которой нет прайса услуг на сайте

Частое опасение. Вы пишете в студию и спрашиваете стоимость услуг. Но аккаунт-менеджер отвечает, что примерный бюджет можно понять только после беседы о вашей задаче.

Кажется, что он специально закрывает на звонок, чтобы вам было труднее отказаться от сотрудничества.

Проблема № 2. Стоимость проекта неизвестна

Как происходит на самом деле. На рынке стандартных услуг вроде сборки сайта на Tilda ценообразование выглядит так: есть средняя цена за страницу сайта, к которой все привыкли. Далее исполнитель прибавляет процент сверху в зависимости от своей жадности крутости. Так составляется прайс на услуги.

Кастомная разработка цифрового продукта — это всегда уникальный проект. В нем много внутренней логики, которая не видна на странице интерфейса. То, что визуально выглядит просто, может быть только верхушкой айсберга. Стандартизировать и назначить цену за страницу или экран невозможно, поэтому студии нативной разработки действительно не обозначают вилки на услуги на сайте.

Чтобы определить бюджет проекта, наши аккаунт-менеджеры и бизнес-аналитики проводят четыре этапа:

Как определить бюджет проекта

На старте стоимость разработки оценивается с точностью +/-15%, а окончательно фиксируется после стадии дизайна.

Страх № 2. Не найти общий язык со специалистами

Частое опасение. Вы приходите в студию разработки за приложением с приятным дизайном, которое будет продавать. Но опасаетесь, что от вас начнут требовать техническое задание и говорить на непонятном языке: спрашивать про какие-то тапбары, навбары и алерты.

IT-терминология

Как происходит на самом деле. К нам в Heads and Hands приходят заказчики с разным уровнем понимания будущего проекта:

Типы запросов клиентов Heads and Hands

Наша позиция такая: заказчику не обязательно приходить с готовым техническим заданием и разбираться в IT-терминологии. Главное рассказать свою цель, ожидания от продукта и быть открытым к вопросам о специфике бизнеса. А зона ответственности студии разработки — понять заказчика, предложить оптимальное решение под задачи и донести его на доступном языке.

Чтобы на выходе не получилась ситуация «ожидание VS реальность», мы подключаем на проекты бизнес-аналитика. Бизнес-аналитик — это переводчик между бизнесом и командой разработки. В ходе беседы он узнает цели, задачи и ожидания заказчика, затем изучает бизнес-процессы и ищет в них узкие места, например:

Выдержки из исследований бизнес-аналитиков

Далее бизнес-аналитик представляет свое видение — какие задачи должен закрывать цифровой продукт, чтобы решить текущие проблемы. Если заказчик утверждает идею, то бизнес-аналитик пишет требования к интерфейсу для дизайнеров и техническую документацию для разработчиков и тестировщиков. Он подробно описывает, какие элементы должны быть в цифровом продукте и как они должны работать.

Страх № 3. Выйти за рамки бюджета и сроков

Частое опасение. Вы заключили контракт со студией разработки, утвердили концепцию и запустили работу. Но опасаетесь, что по мере разработки сроки увеличатся, а бюджет выйдет за рамки оговоренного.

Выход за рамки бюджетов и сроков

Как происходит на самом деле. Если разработка цифрового продукта идет по утвержденному техническому заданию, стоимость проекта остается в обозначенных рамках. При этом на старте бизнес-аналитики закладывают в бюджет все необходимые элементы.

Если же заказчик по ходу проекта решает добавить новую функциональность, бюджет и срок действительно увеличатся. Но прежде чем добавлять фичу, бизнес-аналитики разбираются: зачем она нужна бизнесу и какую ценность принесет клиенту. И предлагают варианты, как реализовать задумку, но не сильно выйти за рамки сроков и бюджета.

Однажды мы создавали управляющую платформу. В ходе проекта заказчик попросил нас добавить раздел со статистикой: там должны храниться отчеты об оказанных услугах.

.

Наши бизнес-аналитики стали собирать требования и оказалось, что этот раздел понадобится директору лишь раз в месяц. Тогда мы предложили альтернативу — настроить периодическую выгрузку отчета в виде файла.

Заказчик одобрил. В итоге такая опция обошлась клиенту в 3 раза дешевле, чем разработка еще одного раздела в приложении. И продукт он получил быстрее: не пришлось ждать дизайн, верстку и настройку доступа к новому разделу.

Софья Мухина Софья Мухина, Head of business analysts

Страх № 4. Слить инвестиции на продукт, который не зайдет пользователям

Частое опасение. Вы получаете приложение: с удобными кнопками, оплатой в одно касание — все как хотели. Но опасаетесь, что покупатели в него не будут заходить.

Проблема № 4. Страшно вложиться в сервис, который не зайдет пользователям

Как происходит на самом деле. Риск невостребованности продукта мы снимаем уже на старте с помощью этапа аналитики. Он состоит из трех частей:

  • Исследование целевой аудитории и ее потребностей.

Мы визуализируем опыт пользователя с помощью техники User Story Mapping: выделяем верхнеуровневую и вспомогательные задачи клиента, а затем раскладываем их по действиям, необходимым для решения. Этот шаг показывает, какие функции нужно добавить в приложение, а от каких лучше отказаться.

  • Погружение в бизнес-процессы компании.

Чтобы подогнать интерфейсы и логику цифрового продукта под особо сложные бизнес-процессы, наша команда выезжает на производство. Например, в 2019 году к нам пришел Достаевский за управляющей платформой для дарк-китчен. На одном производстве они объединяли цех пиццерии, суши-бар, пекарню и стритфуд. Поэтому готовые IT-решения, заточенные под один вид кухни, не подходили.

Чтобы определить требования для управляющей платформы, мы провели день в цехе и понаблюдали за работой поваров.

Так мы узнали, что цех пиццерии работает как конвейер: раскатываем тесто, добавляем начинку, ставим в печь, готово. А в японском цехе блюда готовят по-разному: одни роллы запекают, а вторые — нет, а в третьи нужно положить икру масаго и сделать это на отдельной доске, чтобы не запачкать остальные. Поэтому систему нужно настраивать отдельно под каждое блюдо.

Валентин Гусев, Product Manager DostaВизора
  • Изучение опыта конкурентов, лучших практик в России и за рубежом.

Например, в 2022 году к нам пришел Спортмастер с запросом на геймификацию. Чтобы определить жизнеспособность идеи, бизнес-аналитики провели исследование: кто из спортивных ритейлеров уже запускал игры и каких результатов добился.

Они увидели, что зарубежные ритейлеры запускают игры, чтобы увеличить спрос на товары и вовлечь покупателей в активности бренда. Например, Nike привлек 5 млн пользователей в приложение с тренировками, а Adidas собрал 5 млн спортсменов на благотворительный забег Run For The Oceans. Тогда мы выдвинули гипотезу, что в российском ритейле геймификация тоже зайдет.

За первую неделю в игре Спортмастера зарегистрировалось 700 000 игроков: так мы подтвердили гипотезу, что геймификация в спортивном ритейле работает. За месяц в приложение пришли 200 000 новых пользователей, а в игре участвовали больше миллиона.

Илья Вьюхин, Team Lead в Heads and Hands

Страх № 5. Получить не то, что было в техническом задании

Частое опасение. Вы со студией разработки обо всем договорились, но переживаете, что результат не будет соответствовать ожиданиям.

Проблема № 5. Ожидание VS реальность

Как происходит на самом деле. Чтобы не столкнуться с эффектом «ожидание VS реальность» в нашей студии, мы придумали систему коммуникаций.

Первичную информацию от заказчика собирают два специалиста — менеджер проекта и бизнес-аналитик. Далее они лично брифуют дизайнеров, разработчиков и тестировщиков, которые подключаются к проекту. А затем проверяют, насколько результат соответствует заданным требованиям.

Роли менеджера проекта и бизнес-аналитика в коммуникации

Например, начинается этап дизайна:

  • Менеджер проекта рассказывает дизайнеру про заказчика, философию и айдентику бренда, какие ощущения должен вызывать цифровой продукт. Это помогает определиться с направлением и стилистикой.
  • Бизнес-аналитик рассказывает про целевую аудиторию, ее потребности и то, как мы хотим их закрывать. Здесь появляется видение UX.

Далее оба специалиста проводят ревью макетов и корректируют, если видят расхождение с заданием. Такая коммуникация в команде помогает нам корректно передавать информацию и убрать разрыв между ожиданием заказчика и исполнением.

Убираем разрыв между ожиданием и реальностью

Заключение

Если наш подход к работе вам откликается — вы можете оставить заявку на сайте. Мы проконсультируем, какой цифровой продукт встроится в бизнес-процессы и закроет задачи вашей компании.