Генеративная оптимизация: как продвигаться в нейросетях и попадать в ответы ИИ

Часть 1

Продвижение в нейросетях — новое направление, которое бизнес только начинает осваивать. Чтобы упростить этот путь, мы пообщались с практиками, которые сталкиваются с ИИ в работе, и составили этот материал.

В первой части расскажем базу: почему продвижение в нейросетях может оказаться важнее поисковиков, откуда нейросети берут материалы для своих ответов, и какой контент поможет попасть в их выдачу.

Как ИИ-интерфейсы забирают трафик у поиска

GPT и любая LLM — это не искусственный интеллект в прямом смысле слова — они не способны думать. ИИ — это новый способ хранения и обработки информации, то есть, новый тип поисковика. И этот новый тип начинает спорить со старым.

До появления ИИ люди заходили в интернет по трем траекториям:

  • поисковики (Google, Яндекс)
  • соцсети (YouTube, Instagram*)
  • маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Amazon)

Теперь появилась четвертая точка входа — нейросети как ChatGPT, Claude, Perplexity или браузеры с AI-агентами, например, Comet.

Пока нет глобальной статистики, которая показывает, как между этими точками входа перераспределяются потоки пользователей. Но есть предположения. Например, Сэм Альтман, CEO OpenAI, говорит, что Google больше не нужен.

Отток трафика к нейросетям можно увидеть косвенно — чтобы не потерять аудиторию, поисковики сами перестроились в формат AI-first. Так, Яндекс выводит ответы Алисы, а Google внедрил AI Overviews перед результатами поиска.

Есть и исследования с конкретными цифрами. Например, маркетинговая платформа Ahrefs собрала аналитику по 300 тысячам ключевых слов. Оказалось, что средний CTR первой позиции в Google снижается на 34,5%, если в ответе появляется AI Overview.

Similarweb выпустил отчет, в котором сказано, что с момента запуска Google AI Overviews в мае 2024 года количество информационных и новостных запросов в поиске, которые не приводят к переходу на сайты, выросло на 13% по состоянию на май 2025 года.

Сам Google опубликовал заявление в котором сказано, что «резкого снижения переходов» нет, а есть лишь перераспределение трафика: «одни сайты получают больше трафика, другие — меньше», но общее количество переходов остается стабильным.

Но данные других компаний заставляют задуматься. Даже если сайт находится в топ-1 поиска, перехода может не быть — пользователь может получить исчерпывающий ответ от нейросети. Или сразу написать первый запрос не в Google, а в ChatGPT или DeepSeek.

Некоторые ИИ-возможности могут стать переломными и для бизнеса. Например, API ChatGPT для загрузки товарных фидов. OpenAI анонсировала его в апреле 2025 года. На август 2025 сервис недоступен, и дата запуска не объявлена, но можно подписаться на уведомление о релизе по ссылке из анонса.

Точки входа в интернет постепенно меняются. Если компания не думает, как быть видимой в нейросетях, то в перспективе нескольких лет значительная часть людей может просто перестать ее находить.

*Instagram (организация Meta Platforms Inc., деятельность запрещена в РФ)

Почему нейросети выигрывают

Нейросети забирают не только трафик, но и саму причину, зачем открывать поисковик. Например, человек планирует отпуск. Скорее всего, его запрос ИИ будет выглядеть так:

Мы с женой хотим поехать в отпуск в сентябре, но не можем выбрать куда. Главное — тепло, но не сильная жара, без визы, прямой рейс из Санкт-Петербурга. Хотим что-то красивое, но спокойное. Бюджет — 250 тысяч на двоих.

В этом случае включается не поисковая модель поведения, а сценарий подбора по смыслу.

То же самое происходит при выборе товаров. Раньше пользователи смотрели обзоры на YouTube или шли в магазин электроники за советом консультанта. Сейчас они могут просто спросить нейросеть:

Хочу купить маме ноутбук. Ей 62 года, она будет смотреть сериалы, сидеть в Одноклассниках, читать книги. Важно, чтобы экран был не маленький и ноутбук не шумел. Бюджет до 60 тысяч. Что взять?

Нейросеть не просто выдаст список моделей, а объяснит выбор, выделит плюсы и минусы, сформирует рекомендации. Для большинства бытовых задач этого достаточно. Нейросеть понимает контекст, возраст, задачи, бюджет — и не требует знания ключевых слов как «SSD» или «Retina», чтобы найти нужную вещь. Но главное, ее цель — не найти ответ, а решить ситуацию.

В будущем это может привести к тому, что изменится и сама модель взаимодействия с сайтами и приложениями — вместо того, чтобы вручную регистироваться на рейс или оформлять заказ на маркетплейсе, можно будет просто попросить об этом своего ИИ-агента.

А пока можно зафиксировать, что новый тип пользователя начинает решать свои задачи уже не в поисковике, а в нейросети.

Где нейросети берут ответы

Нейросети технически не способны генерировать новую информацию. Для ответов ИИ собирает данные из уже существующих источников, компилирует их и подает в виде готового ответа. У каждой модели — свои правила ранжирования, зависящие от базового языка, настроек и приоритетов.

1. Поиск

Часто источником становится первая десятка источников из поисковой выдачи. Например, ответы Gemini и Perplexity на 50–70% совпадают с результатами Google.

Алиса точно так же опирается на высоко ранжированные результаты Яндекса, как это делает Google.

Фактически, ИИ обращается к поисковику, находит материалы, которые лучше всего отвечают на вопрос, и вставляет их в ответ.

2. Авторитетные источники

Нейросети не ограничиваются только топом поисковой выдачи. В приоритете источники с высокой трастовостью: СМИ, крупные блоги и даже UGC-источники.

Например, у ChatGPT корреляция с выдачей Google заметно ниже — он чаще ссылается на:

  • энциклопедии и справочники (Википедия)
  • СМИ с высокой цитируемостью (Forbes, РБК, Ведомости)
  • форумы и платформы отзывов (Otzovik, iRecommend)
  • экспертные площадки (Хабр, Medium, Reddit)

Для нейросети не так интересен домен и позиция в поиске — важен сам контент. Она может процитировать пост на Reddit от инженера, статью из личного блога фотографа или отзыв пользователя на iRecommend.

Когда нейросеть выбирает, с какого сайта взять информацию для своего ответа, она смотрит на авторитетность источника и «человеческий» стиль контента.

3. Актуальные и устаревшие данные

ИИ не всегда работает с живым интернетом. Например, в августе 2025 DeepSeek оперирует базой знаний, актуальной на июнь 2024 года. Чтобы получить от нее свежую информацию, нужно включить специальную функцию поиска в интернете.

А Perplexity и Алиса всегда прямо показывают ссылки, которые использовали при ответе.

Единственный надежный способ понять, откуда ИИ берет данные, — тестировать запросы вручную: формулировать популярные вопросы и отслеживать, какие фрагменты текста попадают в ответ и как часто.

Как нейросети формируют ответы

Сначала ИИ заглядывает в собственную память. Если она использует RAG, Retrieval Augmented Generation, то к собственной базе знаний подключается и поиск в интернете.

Затем ИИ собирает фрагменты из нескольких источников, отбрасывает нерелевантную информацию и компилирует данные в готовый ответ.

Пользователям нейросети важно помнить, что она не стремится дать правдивый ответ — ее задача дать ответ, который понравится. Поэтому важно правильно формулировать вопросы.

Владельцам продукта или бренда важно понимать, что нейросеть не индексирует SEO-тексты, потому что ей не интересны ключи. А вот статья с «человеческим» контентом, например, «В чем отличия Honor Magic 6 от Samsung S24 Ultra?» попадет в нейросетевую выдачу, даже если она не в топ-3 Google. Все потому, что ИИ ищет ответ на вопрос, а не позицию в выдаче или рекламные лендинги.

Для того, чтобы контент попал в выдачу ИИ, используют GEO — Generative Engine Optimization или генеративную оптимизацию.

О том, как она работает, можно ли оптимизироваться под конкретную нейросеть, и сколько это стоит, рассказываем во второй части.