Секреты успеха Slack
Разбираем, как из неудавшейся игры выросла успешная b2b-экосистема для рабочих коммуникаций.

Slack появился из нескольких неудачных попыток кофаундера компании Стюарда Баттерфилда создать игру. 

Из первой такой попытки появился Flickr — изначально инструмент для загрузки фотографий в игре Neverending. Команда решила выделить функцию в отдельный сервис. В 2005 году фотохостинг Flickr был продан Yahoo. 

В 2008 году Баттерфилд ушел из Flickr и основал компанию Tiny Speck, которая занялась разработкой сетевой многопользовательской игры под названием Glitch. Разработка игры велась с 2009 по 2012 год. В итоге игра также провалилась, так как «не привлекла достаточную аудиторию» — как было сказано в официальном заявлении компании. 

Параллельно с разработкой игры команда создала инструмент для коммуникации между своими сотрудниками в офисах в США и Канаде. Сотрудники Tiny Speck были олдскульными ребятами и общались между собой с помощью IRC (internet-relay chat). 

В какой-то момент им стало не хватать возможностей чата, и они вместо того, чтобы выбрать готовое решение, создали собственное. Когда стало ясно, что с игрой ничего не выйдет, у компании на руках оказалась полноценная платформа для командного взаимодействия.

О запуске Slack объявили официально в 2014 году таким образом: «Представьте, что общение между членами команды проходит в едином месте, где можно найти что угодно, и которое доступно, где бы вы ни находились».

Сейчас Slack — это экосистема для рабочих коммуникаций, которая имеет десктопный и мобильный супер-апп. В платформу интегрировано более 1800 мини-аппов, в том числе Jira, «Google Диск», Office 365, Zoom.

Как Slack экосистему строили 

На момент запуска альфа-версии в феврале 2014 года у Slack было около 15 тысяч ежедневных пользователей. Через год на платформе работали уже более полумиллиона. В октябре 2019 года платформа насчитывала 12 млн активных пользователей.

Мы отметили успешные решения, которые Slack использовали при создании платформы.

Это лишь малая часть мини-аппов и ботов​ в Slack 

Решили проблему, о которой никто не подозревал 

Для рабочих коммуникаций офисные работники используют email, чаты на разных платформах, Skype. Именно эту разрозненность Slack обозначили как проблему, о которой, правда, никто не подозревал. 

Slack продавали организационную трансформацию, а не очередной мессенджер, так как потенциальные клиенты ничего не знали о новом ПО и целенаправленно не искали платформу для рабочих коммуникаций. 

Основатель Slack утверждает, что лучший способ найти product-market fit — создать свой рынок.

Набрали первых пользователей с помощью сарафанного радио 

Slack начали тестировать продукт на небольших компаниях через знакомых. Так команда смогла наблюдать за тем, как платформа работает для групп с различными потребностями и масштабами. Тестирование заняло полгода: с марта по август 2013 года. 

В августе Slack выпустили Preview Release для широкой аудитории. Они намеренно не называли это бета-версией продукта, чтобы клиенты не посчитали продукт сырым и ненадежным. 

Slack рано начали общаться с прессой: TechCrunch, ReadWrite и VentureBeat выпустили материалы о платформе, в которых называли Slack «убийцей электронной почты». По оценкам Баттерфилда, такие новости дают 20% эффекта, а 80% приходятся на людей, которые репостят материалы.

В первый день Slack получил 8000 запросов на установку, в течение двух недель число выросло до 15 тысяч.

Создали открытую платформу 

Одним из ключевых факторов успеха Slack стал API, который регулярно обновляется для интеграции новых функций. Любой разработчик может использовать интерфейс платформы для создания ботов и приложений как для внутренних нужд команды, так и для открытого каталога Slack. 

В последнем в 2019 году насчитывалось более 1800 приложений. По данным Slack, на платформе зарегистрировано более 700 тысяч активных разработчиков.

Slack подробно пишут о создании приложений, у API даже есть собственный аккаунт в Twitter. Использование API подробно описано, а за роадмапом новых возможностей для разработчиков можно следить на открытой доске в Trello

Просто настраивать внешний вид приложения и взаимодействий внутри него позволяют два инструмента. UI-фреймворк Block Kit отвечает за то, как будут выглядеть элементы, Block Kit Builder — за создание взаимодействий.

Block Kit Builder для создания приложений в Slack​ 

Быстро создать бота или простое приложение в Slack может и не разработчик — для этого экосистема выпустила инструмент Workflow Builder, который не требует навыков написания кода. 

У Slack есть собственный инвестиционный фонд для стартапов, которые создают ботов и приложения для компании. Одним из спонсируемых ботов стал Statsbot, который запрашивает метрики из Google Analytics и позволяет делиться ими, создавать воронки и когорты, уведомления о важных событиях прямо из Slack. 

Сами Slack пишут о решении сделать платформу открытой так: «Мы растем быстрыми темпами, но ни одна компания не может расти достаточно быстро, чтобы удовлетворить спрос. Вместо этого мы создаем платформу, на которой делимся этим спросом и потенциалом».

Открытость сопровождается гибкостью 

Slack работают и с конкурентами. На фоне массового перехода на удаленную работу из-за распространения COVID-19 в приложение добавили возможность совершать аудиозвонки в Microsoft Teams, которая также является корпоративной платформой с более чем 400 интегрированными приложениями. 

При этом другие сервисы Microsoft, OneDrive для предпросмотра файлов и Outlook Calendar для просмотра расписаний, уже были интегрированы в Slack.

С помощью интеграций Slack позволяет пользоваться сервисами, к которым привыкли участники команды. Для одних только видеозвонков из платформы можно использовать: Zoom, Skype, Cisco Webex, GoToMeeting и множество других приложений.

Какие приложения есть в Slack: для удаленки и не только 

Магазин приложений Slack делится на три части: 

  • избранные приложения от команды Slack;
  • коллекции приложений;
  • 19 категорий (на 17.04.2020) от профессиональных для маркетологов, продаж и HR, до общих, вроде, Travel и Productivity.

Увидеть все приложения можно в App Directory.

Давайте посмотрим, как организовать удаленную работу с мини-приложениями и ботами в Slack.

  • Google Calendar — позволяет создавать события, просматривать расписание, синхронизировать календарь со статусом в Slack, чтобы сообщить команде о том, что вы находитесь на встрече, получать уведомления о скором начале мероприятия и присоединиться к встречи в Hangouts, Zoom, Cisco Webex или Microsoft Teams непосредственно из уведомления.
  • Zoom – начать видеоконференцию, скинуть приглашение, присоединиться к созвону можно прямо из Slack.
  • Donut — знакомит коллег на удаленке, помогает организовать менторство, объединяет группы по интересам. Например, с помощью приложения можно организовать виртуальный кофе брейк.
  • Polly — позволяет узнать мнения и настроения сотрудников с помощью опросов: анонимных и нет.
  • AttendanceBot – тайм трекинг, отслеживание отпусков, больничных дней, планирование смен.

Понятно, что никто не будет одновременно пользоваться тысячами приложений в Slack, но их многообразие позволяет различным командам найти инструменты, которые ответят как на профессиональные, так и общие запросы. 

Сами Slack считают построение экосистемы удачной моделью, которая позволяет им расти быстрее и удовлетворять любые запросы пользователей. О перспективах экосистемы они пишут так: «Платформы проваливаются. Slack же строят экосистему для будущего, в котором саму платформу затмит совокупная ценность сервисов, построенных на ее основе».

Вывод 

Мы наблюдаем развитие цифровых b2b-экосистем, которые вслед за b2c-экосистемами стремятся обеспечить клиентам удобство, закрывая максимум их потребностей в одном окне. В России уже есть успешные примеры b2b-экосистем от «Сбербанка» и «Яндекса». Но не только крупные игроки могут создать удачное решение. 

Доказательство тому Slack, которые увидели проблему там, где никто до этого ее не наблюдал. Компания создала новый рынок, на который позже вслед за ними вышли Microsoft: корпорация объединила свои и сторонние сервисы для бизнеса на единой платформе Microsoft Teams.

Давайте поразмышляем в комментариях: какие проблемы бизнеса еще не решают существующие экосистемы и платформы.