Мировые тренды в финтех-приложениях: супер-аппы и необанки
В нашей статье мы разобрали клиентские приложения финтех компаний Азии, России, США, Европы и выяснили, какие услуги они предлагают и какой опыт получит их пользователь.

Финтех включает в себя огромное количество направлений — это платежные сервисы, инвестиции, страхование, различные виды займов, необанки. Тем не менее в лидеры вырываются компании, которые работают сразу в нескольких направлениях и помогают клиентам по максимуму закрывать финансовые задачи в удобном интерфейсе. 

Так на первой строчке рейтинга ведущих финтех компаний в мире, по оценке аудиторской компании KPMG на 2019 год, расположились Ant Financial, дочерняя компания Alibaba ранее известная под названием Alipay. Alipay — это платежная система и одноименный супер-апп для мобильных платежей, один из популярнейших в Китае. По состоянию на конец июня Alipay насчитывает более 1,2 миллиарда пользователей во всем мире. Для сравнения, в начале 2020 года население Китая превысило 1,4 миллиарда человек. 

Следом за ним идет малайзийская компания Grab с одноименным супер-аппом. 

Третье место заняла JD Digits — китайская технологическая компания, разрабатывающая цифровые решения на стыке финтеха и OtO бизнесов. 

Четвертое место занимает Gоjek — индонезийская компания, которая также предоставляет услуги посредством супер-аппа. 

Пятое место у индийской компании Paytm, занимающейся платежными системами и финансовыми технологиями. У них также есть одноименный супер-апп.

Китайский финтех: бум супер-аппов

Крупнейшая платежная система Alipay стартовала как посредник между пользователями на Taobao, популярном C2C онлайн-маркетплейсе, она позволила им совершать онлайн-покупки без дебетовых и кредитных карт. 

Приложение Alipay, как и WeChat, можно назвать супер-аппом: сервисы компании и сторонних операторов представлены через мини-аппы, которые закрывают не только финансовые, но и другие потребности пользователей.

Главная приложения Alipay и страница с мини-аппами 

В шапке приложения Alipay выведены базовые функции для управления финансами: скан QR-кода для оплаты, персональный QR-код для списания средств, получение денег через персональный QR-код, кошелек с проездными и скидочными картами. 

Все остальные сервисы в приложении AliPay разделены на 6 категорий, в каждой находятся функции приложения и встроенные мини-аппы:

  • Повседневные услуги: оплата счетов, коммунальных услуг; переводы на карты; прокат автомобилей и велосипедов; отслеживание посылок; страхование.
  • Переводы: контактам, дарение традиционных «красных конвертов», возможность поделить счет.
  • Шопинг и развлечения: мини-аппы с купонами и бонусами.
  • Управление средствами: курсы валют, социальное кредитование, покупка и продажа акций, страхование. 
  • Образование и общественное благосостояние: студенческая карта для оплаты товаров на Taobao, оплаты питания в столовой; трекер шагов и соревнование с другими пользователями; благотворительность.
  • Сервисы от других компаний: покупка билетов в кино; заказ такси в Uber; заказ блюд из ресторанов; покупки в крупнейшем C2C интернет-магазине Taobao; бронь отелей; билеты на самолет и поезд; каршеринг; байкшеринг.

В Китае 76% всех покупок в онлайне приходились на мобильную коммерцию в 2019 году. В 2018 году 54% всех онлайн-оплат проходили через цифровые кошельки и только 21% на карты, по данным JP Morgan. Рынок мобильных платежей делят между собой Ant Financial (Alipay) с долей 53,8% и Tencent (WeChat Pay и QQ Wallet) с долей рынка 38,9%, совокупно компании имеют 92,7% рынка. Среди причин популярности мобильных платежей через супер-аппы называют низкую популярность банковских карт в Китае: в стране произошел переход от наличных сразу к оплате через цифровые кошельки.

Индия — по следам китайских компаний

Paytm — крупнейшая финтех-компания в Индии и пятая в мире. Она предоставляет платежную систему, позволяя клиентам совершать мобильные платежи с карт, банковских счетов и с помощью цифровых кредитов. Продавцам дает возможность принимать платежи на банковские счета.

Индийский супер-апп Paytm 

Приложение Paytm предлагает базовый набор финансовых сервисов, оплаты счетов, страхование. Бесконтактные платежи осуществляются через считыватель QR-кода.

Сразу на главной представлены и дополнительные сервисы от Paytm в формате мини-аппов. Среди основных: маркетплейс Paytm Mall, на котором можно купить практически все: от спортивного питания до гаджетов; покупка билетов на автобусы, поезда и самолеты, бронирование отелей, билеты в кино и на мероприятия.

Остальные мини-аппы собраны на отдельной вкладке. Здесь есть такие категории, как здравоохранение, заказ еды, игры и другие сервисы: заказ такси; образовательный онлайн-маркетплейс, e-newspaper, в котором можно почитать pdf-выпуски газет, ипотечный калькулятор и даже гороскоп.

Несмотря на то что Paytm является крупной финтех-компанией, только у 22% жителей Индии есть смартфоны. Мобильная коммерция занимает 46% от всей электронной коммерции. Самый популярный метод оплаты в интернете — картой (29%), с электронного кошелька (25%), банковским переводом (20%).

Россия: банки главные в финтехе 

В России основными финтех-игроками являются банки из двадцатки крупнейших. Свои экосистемы активно строят Сбербанк, ВТБ, Тинькофф. О создании супер-аппа открыто заявил только последний банк. Поэтому посмотрим, как на данный момент выглядит супер-апп Тинькофф, который должен «решать практически любые задачи человека в области финансов, досуга и лайфстайла».

Супер-апп «Тинькофф Банка» 

Приложение предлагает решения для большого количества финансовых задач: заказать новую карту, выпустить допкарту, взять кредит, открыть вклад, купить страховку, открыть счет для бизнеса и другие, разве что ипотеку через приложения взять нельзя. В приложении можно заказать сим-карту от виртуального мобильного оператора «Тинькофф Мобайл». Выполняются переводы, оплата услуг, пожертвования. 

Тинькофф, как и азиатские супер-аппы, предлагают оплату по QR-коду, но магазины и продавцы, принимающие оплату таким образом, если и встречаются, то очень редко. Также в приложении можно выбрать категории повышенного кэшбека и посмотреть спецпредложения со скидками от партнеров. Хранить документы в электронном кошельке. Инвестиции находятся в отдельном приложении. 

«Нефинансовая» часть приложения Тинькофф сосредоточена во вкладке «сервисы». Сторонние интегрированы по White Label — то есть лишены брендовых опознавательных знаков, о поставщике услуг можно узнать через вкладку «Инфо». В данный момент там представлены следующие категории:

  • заказ цветов;
  • косметика;
  • оплата онлайн-тренировок;
  • покупка билетов в кино, театры, на концерты, квесты, спортивные мероприятия — отдельно в разных мини-аппах;
  • бронь столиков в ресторанах, и вызов такси до заведения через Яндекс.Такси;
  • покупка авиабилетов, бронь отелей, страхование путешествия — все с кэшбэком;
  • заказ уборки;
  • запись в салоны;
  • запись к врачу;
  • шопинг — информация по всем ТЦ города;
  • страхование;
  • покупка товаров через goods.ru.

По сравнению с Alipay заметно, что финансовые услуги все еще находятся в центре приложения Тинькофф — именно им отведен главный экран. Alipay сразу с главной предлагает пользователю и другие сервисы. Только самые базовые финансовые операции выделены сверху на главной китайского супер-аппа, остальные разбросаны по приложению в формате мини-аппов.

90% россиян предпочитает проводить онлайн-оплаты посредством банковских карт и интернет-банкинга — такие выводы можно сделать из опроса Mediascope за 2019 год, который проходил среди жителей городов с населением от 700 тыс. человек от 18 до 55 лет. Электронными деньгами пользовались 78%, бесконтактными платежами 45%. При этом электронными деньгами и бесконтактными платежами чаще пользуются люди в возрасте 25-34 лет. Интересно, что аудитория интернет-банков в онлайне чаще покупает с мобайла, тогда как электронными деньгами чаще расплачиваются с десктопа.

Европейский союз: только отдельные решения

Чаще европейские финтех-компании сосредотачиваются на отдельных нишах, а не предлагают комплексные решения. Вместо небольшого числа компаний, которые делят весь рынок, представлено большое количество в разных направлениях, например:

  • Мобильные банки: Revolut, N26, Monzo.
  • Вклады и инвестирование: Moneybox и Nutmeg.
  • Заграничные переводы: TransferWise, CurrencyFair, Azimo.
  • Кредитование физлиц, среднего и малого бизнеса: Funding Circle, RateSetter and Zopa.

Драйвером финансовых технологий в Европейском союзе является Великобритания. В стране 51% онлайн-платежей в 2019 году осуществлялся через мобильные устройства. Также доля мобильной коммерции велика в Ирландии, Чехии, Норвегии и Швеции. 

Рассмотрим приложение Revolut — одного из самых быстрорастущих британских финтех стартапов, по оценке консалтинговой компании Deloitte.

Хорошо демонстрирует разницу между традиционным британским банком и необанком эксперимент британского UX-исследователя Питера Рамзи. Он открыл счета в 12 британских традиционных и новых мобильных банках, чтобы оценить свой онлайн-опыт в них. Оказалось, чтобы завести аккаунт в необанке Revolut потребуется совершить в 5 раз меньше кликов, чем для открытия аккаунта в традиционном HSBC. К тому же Revolut позволяет открыть аккаунт через приложение, тогда как HSCB не дает такой возможности.

Для открытия аккаунта в необанке Revolut потребуется совершить в 5 раз меньше кликов, чем в британском банке HSBC.  Peter Ramsey

Мобильное приложение Revolut предлагает мультивалютную дебетовую карту, которая конвертирует средства из одной валюты в другую по межбанковскому курсу. Через приложение можно совершать денежные переводы без комиссии в любую страну, разделить счет, купить страховку, оформить кредит, сделать пожертвование, копить средства и инвестировать. Для покупок в интернете Revolut предлагает выпустить виртуальную карту, реквизиты которой мгновенно обновляются.

Приложение британского необанка Revolut 

Приложение предлагает инструменты как для традиционных инвестиций, так и покупку-продажу криптовалют — все операции выполняются без комиссий. К слову, российские банки выделяют инструменты трейдинга в отдельные приложения.

Очень удобная функция планирования бюджета в приложении: вы определяете месячный бюджет на расходы, задаете суммы для каждой категории (покупки, развлечения, инвестиции и подобное) и отслеживаете траты в течение недели или месяца. Отложенные средства можно положить в цифровой «сейф» в любой валюте под 0,8% годовых. Есть функция группового сейфа для общих накоплений с другими пользователями. Можно подключить округление трат: вы совершаете покупку, сумма округляется в большую сторону, остаток идет в сбережения.

Новости о запуске Revolut в России то и дело появляются в СМИ. Олег Тиньков считает, что российский рынок финтеха гиперконкурентен, и Revolut на нем делать нечего. При этом отмечает, что компания может потягаться с консервативными американскими и европейскими банками. К слову, в марте 2020 года Revolut вышли на рынок США.

США: кооперация банков и крупных компаний 

В США смартфоны есть у 85% процентов населения, при этом мобильная коммерция занимала лишь 38% от всего e-commerce в 2019 году. На покупки в приложениях приходится 55% всех транзакций мобильного e-commerce. Карты являются основным способом для онлайн-платежей — ими оплачивается 47% покупок, 28% оплачиваются через электронные кошельки. По объемам онлайн-продаж США занимают второе место после Китая.

Финтех-компании в США, также как и в Европейском союзе, предлагают отдельные решения. Финтех приложений, которые закрывают потребности кроме непосредственно финансовых нет. Некоторые крупнейшие финтех компании США можно разделить на следующие категории:

  • Инвестиции: Robinhood, Ally invest.
  • Кредитование: SoFI.
  • Страхование: Clover, Oscar Health, Lemonade.
  • Покупкапродажа, аренда недвижимости: Compass, Opendoor.

Рассмотрим американский необанк Chime, который, по идее, должен предоставлять более удобный пользовательский опыт по сравнению с традиционными банками.

Интерфейс американского необанка Chime 

Chime — это mobile-only банк без скрытых комиссий c дебетовой картой Visa, счетами для расходов и сбережений. В мобильном приложении банка можно получить следующие услуги: покупки по дебетовой карте без комиссии за овердрафт; автоматическая копилка с округлением суммы чека и переводом остатка в накопления; отсутствие сборов за обслуживание и международные транзакции; возможность заблокировать карту в приложении; перевод денег между несколькими банковскими счетами; Apple Pay и Google Pay.

Не так уж и много функций в приложении. Например, в приложении традиционного Bank of America можно решить больше задач: обратиться к виртуальному ассистенту, получать кэшбек по выбранным категориям, оплачивать счета и зачислить бумажный чек на счет. Основным преимуществом Chime в сравнении с традиционными банками является отсутствие дополнительных сборов в том числе и за международные переводы.

Интерфейс приложения Bank of America 

Приложение Chime имеет минималистичный интерфейс, но это не сильно выделяет его. Например, Bank of America после редизайна в 2019 году тоже начал соответствовать духу времени.

Приложение Apple Credit Card 

Еще один тренд в американском финтехе — сотрудничество крупных компаний с банками для выпуска совместных продуктов. Так Apple выпустили кредитную карту имени себя в партнерстве с Goldman Sachs c кэшбэком и минималистичным приложением с цветовым кодированием категорий трат. Крупнейший американский банк JPMorgan Chase разработал электронный кошелек для Amazon и Airbnb. А Uber выпускает финансовый продукт Uber Money c дебетовой и кредитной картами, электронным кошельком для своей экосистемы.

Вывод

Пока банки и финтех компании в Европе и США через приложения пытаются обеспечить пользователям лучший опыт, азиатские компании демонстрируют новый путь развития — «финтех как сервис» через супер-аппы. Российский финтех представлен крупными банками, которые развивают свои приложения с оглядкой на Восток. 

Человеку, который уже привык к большому количеству сервисов на отдельных платформах может быть непонятно, зачем ему все тоже самое, но в одном приложении. Тем не менее удобство очевидно: зачем привязывать карту или вводить ее реквизиты на отдельной платформе, если она же представлена в банковском приложении и сразу подтягивает необходимые данные оттуда. Финансовым компаниям также выгодно расширять количество сервисов, так как это может стать одним из способов конкуренции на уже поделенном рынке и включать такие преимущества, как доступ к большим объемам данных клиентов и предложение услуг, которые пользователи хотят и могут себе позволить.