Количество цифровых экосистем на российском рынке увеличивается, а действующие — расширяются. На карте ICT.Moscow — больше 150 цифровых экосистем для бизнеса: Сбер, Тинькофф, Яндекс, МТС и Магнит. Крупные компании фокусируются на экосистемном развитии, строят из этого стратегию на 5 — 10 лет, расширяют сервисы и выходят на новые рынки:
При таком подходе отраслевые границы размываются. Конечные потребители используют приложение или сайт банка, чтобы заказать продукты домой, купить билеты на самолет, заказать химчистку, зарегистрировать ООО и подключить CRM. А приложение мобильного оператора или продуктового ритейлера — чтобы оформить кредитную карту, узнать новости или послушать аудиокниги.
Такое развитие российского рынка — отражение мировой тенденции. Компании трансформируются и оцифровываются уже несколько лет, но 2020 год ускорил этот процесс в разы. Теперь участие в цифровой экосистеме — необходимый этап развития. Например, в 2023 году 80% компаний из списка Global 2000 будут развивать цифровые экосистемы и получать не менее 20% выручки через новые сервисы — данные IDC. А сейчас семь из десяти крупнейших компаний мира по капитализации — это экосистемы:
За тем как развиваются крупнейшие экосистемы мира мы следим в нашем Telegram-канале @heads_ecosystem. А в этой статье расскажем
- Что такое цифровая экосистема
- Какие бывают стратегии развития
- Когда компания может назвать себя экосистемой
Будет полезно тем, кто хочет построить цифровую экосистему вокруг своего бизнеса или хочет стать партнером одной из них.
Что такое цифровая экосистема
Цифровая экосистема — бесшовная цифровая среда, в которой представлены собственные и партнерские сервисы компании. Сервисы экосистемы работают в разных сегментах рынка: e-commerce, foodtech, DIY, e-health, fintech и другие.
Давайте на примере. Пусть «Хэдс Банк» — крупный банк, который оказывает разные финансовые услуги через свой сайт и мобильное приложение. Он выдает кредитные и дебетовые карты, открывает вклады, обслуживает расчетный счет и предоставляют услуги эквайринга.
«Хэдс Банк» работает 10 лет и постоянно анализирует банковские операции клиентов в различных сервисах. Аналитики выяснили, что ежемесячно 9 из 10 клиентов банка хотя бы раз:
- Покупают билеты на самолет
- Заказывают еду из ресторанов
- Консультируются с юристом
- Показывают домашних питомцев ветеринарам
Клиенты оплачивают все картой «Хэдс Банка». А чтобы записаться на услугу, они должны использовать четыре разных канала связи:
- Приложение для доставки еды
- Телефонный звонок для записи к ветеринару
- Веб-сайт для поиска авиабилетов
- Электронная почта для связи с юристом:
«Хэдс Банк» выявил высокий спрос на такие услуги среди своих клиентов. Он захотел закрыть потребности клиентов, организовал несколько отделений и открыл собственные сервисы:
- «Хэдс Еда» — для доставки еды из ресторанов
- «Хэдс Авиа» — для продажи билетов на самолет
- «Хэдс Юрист» — для юридической консультации
- «Хэдс Котик» — для оказания дистанционной ветеринарной помощи:
Новые сервисы появляются на сайте и в мобильном приложении банка. А лояльный клиент, который управляет счетом в приложении, получает новые возможности. Теперь он может заказать еду, купить авиабилет, получить помощь юриста или ветеринара через знакомый ему интерфейс. И удовлетворить свои межотраслевые потребности в одном месте быстрее, удобнее и дешевле, чем раньше. А экосистема заработает на таком клиенте больше, чем отдельный банк.
Пользователь больше не нужно искать службы, передавать свои контакты и номер банковской карты, запоминать события. Потому что приложение с новыми сервисами делает все за пользователя. А доступ к сервисам происходит через единый аккаунт. Так четыре разных неудобных канала связи превратились в один универсальный.
Основной банк «Хэдс», его новые сервисы и клиенты образуют цифровую экосистему «Хэдс». Которая со временем масштабируется на другие сегменты рынка, привлекает новых клиентов, изучает их интересы и закрывает все больше разных потребностей. В идеальной модели конечный потребитель решает все задачи внутри экосистемы:
Как построить экосистему
Есть три базовые стратегии:
- разрабатывать новые сервисы своими силами
- приобретать крупные доли в компаниях и включать их в экосистему
- заключать партнерства с минимальными инвестициями
Разрабатывать новые сервисы своими силами
Экосистема «Хэдс» из примера развивается по этой стратегии. В центре экосистемы — банковский сервис, который собирает основной поток пользователей и изучает их интересы. Они приходят в экосистему ради финансовых услуг. От качества этих услуг и от удовлетворенности пользователей зависит успех новых сервисов.
Ядро экосистемы и новые сервисы предлагают пользователю закрывать какие-то отраслевые задачи: еда, транспорт, проживание, здоровье, работа и развлечение. Но разработка каждого нового сервиса — это создание нового бизнеса и его последующая интеграция.
Здесь придется пройти все стадии: исследование рынка, найм команды, организация бизнес-процессов, управление, разработка цифрового сервиса и его интеграция с экосистемой.
Чтобы разработать и выпустить на рынок новый цифровой сервис, нужна квалифированная команда: проект-менеджеры, разработчики, дизайнеры, аналитики и тестировщики. Обычно в крупных экосистемах есть свои команды. Но иногда они обращаются в студии разработки за более профильными специалистами и целыми командами.
Приобретать крупные доли в компаниях и включать их в экосистему
В такой стратегии экосистема расширяется, покупая и присоединяя к себе уже готовые компании. Экосистема управляет компаниями, подключает их к своей цифровой платформе и отвечает перед потребителем за их работу. Купленные компании появляется в экосистеме как новые сервисы. Они получают пользовательские данные, их интересы и предпочтения. И дополняют это хранилище с данными новыми сведениями. Экосистемы иногда специально покупают какие-то компании, чтобы получить недостающие данные.
Например, в 2019 году Сбер приобрел долю в Rambler Group вместе с «Афишей» и кинотеатром Okko. Сбер получил развлекательные сервисы в своей экосистеме и изучил предпочтения клиентов с точки зрения медийного контента, образа жизни и взглядов. А это позволило сформировать для клиента более точечное предложение, выпустить ТВ-приставку и запустить подписку.
Заключать партнерства с минимальными инвестициями
Стратегия похожа на предыдущую. Разница в том, что партнер экосистемы остается самостоятельным участником, может выйти из нее или работать одновременно в нескольких экосистемах. Например, как PayPal — система цифровых платежей и площадка для электронной коммерции.
Зачем бизнесу экосистема
Цифровая экосистема работает на несколько рыночных сегментов. Если рассматривать клиентов, конкурентов и деловых партнеров через призму одной отрасли — невозможно распознать изменения рынка: новые привычки и типы клиентов, новые инструменты и стратегии конкурентов. Такие компании не успевают за меняющимся рынком и взаимодействуют с ним неправильно. А когда компании объединяются, они работают друг на друга и растут экспоненциально, опережая динамику рынка и двигая экосистему в лидеры.
Экосистемный формат развития:
- повышает конкурентоспособность всех участников экосистемы
- генерирует прибыль от нетрадиционных видов деятельности
- увеличивает пользовательскую базу
- снижает издержки на привлечение клиентов
- увеличивает стоимость экосистемы и силу бренда.
Шпаргалка
- Цифровая экосистема — бесшовная цифровая среда, в которой представлены собственные и партнерские сервисы компании.
- Чтобы построить экосистему, можно разработать новые сервисов с нуля, купить доли в компаниях и интегрировать их или заключить партнерства за минимальные инвестиции
- Характерные черты экосистемы: доступ ко всем сервисам через единый аккаунт, все участники должны быть в выигрыше, сервисы объединяются общим брендом и представлены в разных отраслях.