С чего начинались и как развиваются крупнейшие цифровые экосистемы Узбекистана

Метрики, философия и личный взгляд на рынок от топ-менеджеров Uzum, Humans и Alif

За последние пять лет в Узбекистане появилось около 10 цифровых экосистем. В нашем подкасте мы поговорили с представителями трех — Uzum, Humans и Alif.

Так сложилось, что все три экосистемы начинали с разных вертикалей — электронной коммерции, мобильной связи и финансов. В статье расскажем, как это повлияло на их экосистемную модель, какие у них принципы развития и что в планах на будущее.

Uzum

  • Год запуска: 2022.
  • Базовая вертикаль: электронная коммерция.
  • Аудитория: 10 млн пользователей.
Cервисы в экосистеме Uzum

1. Старт и стратегия запуска

Экосистема Uzum началась с маркетплейса в 2022 году. Топ-менеджеры компании уже имели опыт в электронной коммерции — например, CTO&CPO Кевин Ханда участвовал в развитии маркетплейса KazanExpress в России.

Узбекистан стал логичным выбором для старта, так как здесь сложились все факторы:

  • высокая доступность и проникновение мобильного интернета,
  • отсутствие крупных маркетплейсов на момент запуска,
  • население более 40 миллионов человек,
  • быстрый рост ВВП.

С самого начала компания инвестировала в инфраструктуру: склады, логистику и пункты выдачи. Это был самый капиталоемкий этап. Остальные сервисы запускались с меньшими вложениями — для них находили команды с опытом работы на других рынках и адаптировали решения под узбекский рынок.

С самого начала Uzum вкладывались в инфраструктуру маркетплейса: склады, пункты выдачи и логистику

Главный принцип отбора сервисов заключался в том, чтобы запустить то, что уже работало на другом рынке, улучшить и подстроить под экосистему. Но есть и исключения, например, Uzum Nasiya — для этого сервиса Uzum купили готовую местную компанию, предоставлявшую рассрочку, и интегрировали в экосистему.

Так, ядром экосистемы стали маркетплейс и финтех. Позже появилась идея запустить сервис доставки еды для более обеспеченной аудитории, а затем автоклассифайд, так как автомобили — важный атрибут жизни узбекистанцев.

2. Логика экосистемы

Каждый продукт в Uzum создается с расчетом на дальнейшую интеграцию в экосистему. Так легче вовлекать аудиторию в каждый новый сервис, а покупателю — удобнее переключаться между сервисами.

При этом у Uzum нет цели уместить все сервисы в одно приложение. Ближе всего к супераппу — приложение Uzum Market, но компания больше придерживается идеи органических сценариев, то есть включает отдельные функции из других сервисов, следуя за поведением пользователей.

В приложение Uzum Market интегрированы некоторые сервисы экосистемы

Связывать пользовательский путь между разными приложениями позволяет Uzum ID. Кроме того, Uzum используют веб-технологии вместо нативной разработки, чтобы интегрировать сервисы бесшовно, быстро и с минимальными трудозатратами.

У Uzum Bank есть отдельное приложение, в котором можно авторизоваться с Uzum ID

3. Метрики и эффективность

Для оценки эффективности привлечения клиентов в Uzum используют два понятия — трафик из экосистемы и внешний трафик. Основной лидогенератор — Uzum Market, то есть трафик из экосистемы. Привлечение пользователей в е-коммерс дешевле, чем, например, в финтех, но при этом финтех повышает удержание в самом е-коммерсе.

Около 60% пользователей экосистемы — покупатели маркетплейса. Остальные 40% приходятся на другие сервисы. Пересечение между ними растет, как и число экосистемных пользователей — тех, кто использует больше трех сервисов.

По сравнению с другими экосистемами, наш продукт сильно отличается в том смысле, что закрывает больше всего потребностей в е-коммерсе и при этом дает самый удобный опыт использования финансовых сервисов. На рынке ритейла единственный наш конкурент — базар.

Кевин Ханда CPO&CTO Uzum

Ориентир в оценке успеха для Uzum — не только прибыльность, но и эффективность. Параллельно Uzum выполняет социальную миссию: учит людей пользоваться цифровыми продуктами.

4. Команда и структура

Каждый бизнес-юнит Uzum работает по отдельности и выполняет свои KPI. При этом есть отдельные экосистемные задачи и команда, ответственная за их выполнение.

Организация команд вдохновлена книгой “Team Topologies”: небольшие кросс-функциональные группы по 10–11 человек, объединяющие discovery- и delivery-специалистов.

Обычный подход Uzum — искать опытных профессионалов из других стран, но стратегическая цель — растить кадровый резерв в Узбекистане. Для этого у компании есть своя IT-академия, где они обучают разработке, дизайну и управлению проектами.

IT академия помогает находить талантливых сотрудников не за рубежом, а в Узбекистане

5. Планы

В 2025 году фокус Uzum — на развитии текущих сервисов, то есть укреплении связей между Uzum Market и Uzum Tezkor, между финтех и е-коммерс вертикалями. Также есть планы по развитию дополнительных сервисов в авто-вертикали.

В B2B-сегменте компания готовится перейти на франшизную модель, а в вертикали Uzum Business рассматривается идея супераппа.

Послушать на YouTube выпуск подкаста с Кевином Ханда, CPO&CTO Uzum

Humans

  • Год запуска: 2019.
  • Базовая вертикаль: телеком + финтех.
  • Аудитория: 2,3 млн пользователей.
Cервисы в экосистеме Humans

1. Старт и стратегия запуска

Humans стартовали с мобильной связи — в этой сфере у команды была сильная экспертиза и опыт в телеком-проектах, включая Yota в России. Для запуска рассматривали несколько стран, но выбрали Узбекистан, потому что:

  • рынок был готов к экосистемным продуктам,
  • подошли условия регулирования,
  • нашелся инвестор.

С самого начала у компании были четкие экосистемные амбиции: объединить телеком, банк, платежную систему и кешбэк, который будет удерживать пользователя и повышать его LTV.

Мобильная связь — самый ресурсо- и капиталоемкий сервис, но он же стал главным в экосистеме: клиентов удавалось привлекать быстро и недорого. Затем к телеком-ядру добавились финтех-сервисы: карта, переводы, платежи, кешбэк. А в 2024 — маркетплейс.

2. Логика экосистемы

Бизнес-модель экосистемы Humans построена на том, что затраты на привлечение со временем не меняются, а выручка, которую можно получить с одного клиента, удваивается или утраивается, когда он покупает дополнительные сервисы.

Главная точка входа в экосистему — приложение Humans. Экосистема построена так, что пользователь покупает не у Humans, а у партнеров. С точки зрения Humans, это и есть их главное преимущество. Humans не маркетплейс и не платежный сервис, а экосистема, то есть оболочка. Следовательно, экспертиза компании не в построении инфраструктуры, а в интеграции сервисов.

Все сервисы Humans объединяются в одном приложении

3. Метрики и эффективность

Основные метрики оценивают по сегментам: телеком, маркетплейс, финтех и совокупный сегмент, который показывает, сколько пользователей вовлечены в более, чем два сервиса.

Нужно смотреть не на условные 3 доллара, которые получаешь с клиента в месяц, а на 100 долларов, которые получишь за весь срок его жизни.

Владимир Добрынин Основатель Humans

Половина пользователей — это 1,2 млн — используют более двух сервисов. Это ключевая группа для роста выручки и LTV.

4. Команда и структура

У Humans одна команда для управления разными направлениями бизнеса. При запуске новых сервисов проектные команды формируют из уже существующих сотрудников. Так компания опирается на свои уже имеющиеся возможности и навыки, и это позволяет быстро масштабироваться, не теряя управляемости.

Исключение — покупка платежного сервиса UPay. У UPay была собственная экспертиза, технологический стек и сильная команда, и их сохранили при переходе в экосистему Humans.

Если экосистема состоит из того, что ты пять раз тратишь деньги на привлечение, получаешь пять выручек и пять команд тратят эти деньги, то это просто пять бизнесов, как холдинг, и в этом нет никакого профита.

Владимир Добрынин Основатель Humans

5. Планы

Сейчас в планах у Humans — запуск кредитных сервисов совместно с партнером. Кроме этого, компания планирует выйти с двумя брендами на зарубежный рынок, в Германию.

Также Humans будут развивать платформу помощи, запущенную на движке маркетплейса. На платформе можно заказать продуктовую корзину, гаджета или лекарства не себе, а другому человеку.

Послушать на YouTube выпуски подкаста:

с Владимиром Добрыниным, основателем Humans

с Алексеем Наговицыным, директором продукта Humans Pay

Alif

  • Год запуска (в Узбекистане): 2019.
  • Базовая вертикаль: финансы.
  • Аудитория (в Узбекистане): 5 млн пользователей.
Cервисы в экосистеме Alif

1. Старт и стратегия запуска

Alif основали трое предпринимателей с западным образованием: в 2014 году они запустили микрофинансовую организацию Alif Capital в Таджикистане.

Через пять лет компания вышла на рынок Узбекистана с продуктом рассрочки. На старте не было маркетинга — только офлайн-канал: Alif заключал партнерства с магазинами, и покупатели, оформив покупку, могли получить рассрочку прямо на кассе.

Позже появились платежи, P2P-переводы, оплата госуслуг, билетов на транспорт и авиаперелеты. Параллельно Alif разработал фреймворк для партнерских мини-приложений, а в 2022 году объединил все сервисы в суперапп.

Суперапп Alif объединяет все сервисы экосистемыСуперапп Alif объединяет все сервисы экосистемы

Одним из первых мини-приложений стал Alif Shop — маркетплейс, изначально заточенный под рассрочку. В отличие от классического масс-маркета, он начинался с категорий товаров, которые чаще всего покупают в рассрочку, например, техника и парфюмерия. Позже добавилась одежда — она покрыла сегмент краткосрочной рассрочки.

2. Логика экосистемы

В среднем клиенты Alif пользуются двумя продуктами и приходят из разных сервисов внутри экосистемы. Например, клиентам рассрочки доступны бесплатные переводы и кешбэк. Поскольку клиент уже привлечен через один продукт — рассрочку, компания экономит на маркетинге и может дать дополнительную выгоду в других сервисах.

Alif строит открытую экосистему: запускает собственные сервисы и одновременно позволяет внешним партнерам интегрироваться в платформу. Один из примеров — совместный проект с Jett по покупке акций локальных компаний в Узбекистане, где партнер полностью сам внедрил флоу в приложение Alif.

В то же время многие продукты Alif развивает самостоятельно. Так, сервис по продаже авиабилетов компания запустила без партнеров. Это решение было стратегическим: ниша была неоцифрованной, крупных игроков не было. Кроме того, это транзакционный бизнес, а у Alif уже был опыт в подобных операциях, включая оплату в рассрочку, и команда могла его использовать.

Cобственный сервис Alif для покупки авиабилетов

У Alif нет цели собрать все функции только в одном приложении. Например, Alif Shop работает одновременно как мини-приложение в супераппе и как отдельное приложение. Это дает двойной трафик. Хотя в супераппе уже совершается больше покупок, отключать отдельное приложение не планируют — через него по-прежнему приходят новые пользователи.

Alif Shop работает как отдельное приложение и как мини-приложение в супераппе Alif

3. Метрики и эффективность

Ключевые метрики и динамику роста в первую очередь отслеживают в сегменте рассрочки, так как она формирует основу экосистемы. Это самый прибыльный продукт, на который приходится 50–70% выручки. На начало 2024 года компания занимала 27% рынка рассрочки в Узбекистане.

Некоторые сервисы прибыли не приносят, но играют ключевую роль в удержании пользователей. Пример — духовные сервисы: в приложении Alif есть электронные четки, можно проверить время намаза и время ифтара в Рамадан и сделать расчет закята. Эти сервисы создают дополнительную ценность и помогают удерживать пользователей в приложении.

Такая же логика у сервисов оплаты проезда и государственных услуг. Они бесплатны для пользователя и не приносят выручку напрямую, но способствуют цифровизации и росту вовлеченности. Эффективность оценивается по тому, как много пользователей из этих сервисов переходят в ключевые.

Мы смотрим, сколько пользователей, которые пришли за госуслугами или опробовали оплату проезда в автобусе или метро, потом получили рассрочку или попробовали платежи. Так измеряем эффективность этих дополнительных сервисов.

Абдурахмон Абдурашидов Управляющий директор Alif Uzbekistan

4. Команда и структура

Команды в Alif организованы вокруг ключевых продуктов: рассрочки, маркетплейса и супераппа. У каждого направления — собственный руководитель и своя продуктовая команда. Всего в IT-командах работает около 300 специалистов, более 100 из них — в Узбекистане.

Главный продакт-менеджер супераппа — одновременно управляющий директор компании. Он погружен в работу всех направлений и определяет стратегию развития как отдельных сервисов, так и связей между ними.

Например, продакт-менеджер маркетплейса приходит к управляющему директору, и совместно они продумывают, как в рамках экосистемы продвигать маркетплейс. Или планируется акция или ивент, и нужно в рамках супераппа их продвинуть — управляющий директор это координирует.

Нуриддин Лафизов CEO Alif Uzbekistan

5. Планы

Alif продолжает масштабировать экосистему: акцент — на рост внутри текущей пользовательской базы и развитие недавно добавленных направлений. Один из таких векторов — путешествия, в планах — добавить бронирование туров, железнодорожные билеты и отели.

В направлении рассрочки компания фокусируется на развитии краткосрочных форматов. Это должно повысить частотность использования и увеличить число точек контакта с клиентом.

На международном уровне ключевой фокус — развитие в Пакистане, который компания рассматривает как рынок с большим потенциалом.

Послушать на YouTube выпуск подкаста с командой Alif Uzbekistan

Итог: сходства и различия

Все три экосистемы стартовали с разных точек, но у каждой есть своя логика роста и удержания клиентов. Кто-то делает ставку на суперапп, кто-то строит открытую платформу. Главное — все примеры доказывают, что в Узбекистане уже сформировалась своя модель цифрового потребления, и конкуренция между экосистемами будет только усиливаться.

В чем схожи и чем отличаются цифровые экосистемы Узбекистана