Суперапп — многофункциональное мобильное приложение, которое дает доступ к продуктам и сервисам цифровой экосистемы.
Впервые термин суперапп прозвучал в 2010 году. Основатель Blackberry Майк Лазаридис так назвал закрытую экосистему из множества приложений. Предполагалось, что люди будут пользоваться приложениями ежедневно, потому как они предлагают целостный, непрерывный, контекстуализированный и эффективный опыт.
Популярным понятие «суперапп» стало из-за китайского мессенджера WeСhat, который разросся до экосистемы собственных и сторонних сервисов, упакованных в одно приложение.
В приложении WeChat можно не только общаться, но и заказывать такси, доставку еды, покупать билеты в кино, играть, читать новости, записываться к врачу, оплачивать коммунальные услуги, жертвовать на благотворительность и многое другое.
Пока Facebook и WhatsApp наращивали ежедневную и ежемесячную активную аудиторию, WeChat становились центром для удовлетворения ежедневных и даже ежечасных потребностей пользователей. WeChat стремились закрыть не только социальные потребности людей, но и вообще все.
Опыт WeСhat заинтересовал инвесторов, медиа и компании на других рынках, так как в нем увидели будущее социальных сетей и мобильной коммерции, так как китайский онлайн-рынок сразу шагнул в эру мобильных платформ, компании развивали их без оглядки на десктоп.
Супераппы и экосистемы
Бизнес-экосистема представляет собой партнерство независимых производителей товаров или услуг, которые вместе составляют взаимосвязанное решение. Сильные стороны экосистемы: доступ к внешним возможностям, быстрое масштабирование, гибкость и устойчивость. Экосистемы не предполагают обязательно цифровую бизнес-модель, но крупнейшие современные экосистемы развиваются благодаря цифровизации.
Суперапп — это упаковка для экосистемы. Платформа, вокруг которой создают и развивают цифровые экосистемы. Экосистема может выстраиваться от имеющейся платформы, как в случае WeChat, или собирать существующие продукты и услуги компании, как у Яндекс Go.
Супераппы, как и экосистемы, могут быть открытыми для партнеров и закрытыми. Пример открытого супераппа — «ВКонтакте», разработать и запустить мини-апп может любой сторонний разработчик. Закрытый суперапп — «Яндекс Go», объединяет сервисы только от Яндекса.
До 2017 года в Китае самым крупным приложением мессенджера был QQ — он появился на десктопе и в начале копировал ICQ. В первом квартале 2017 года WeChat отобрал пальму первенства у QQ. WeChat появился в 2011 году сразу как мобильное приложение, в 2013 году обзавелся встроенным цифровым кошельком, а в конце 2016 года в нем появились мини-аппы для своих и партнерских сервисов. Обе компании принадлежат холдингу Tencent, так что успех WeChat можно рассматривать как большой A/B-тест, который показывает, что открытая экосистема в связке с цифровым кошельком выигрывает даже у старого и популярного продукта.
Из чего состоит суперапп
Мы ежедневно изучаем популярные супераппы и собираем информацию о только появившихся.
Наши наблюдения показали, что успешные супераппы сочетают следующие функции:
- Основа — приложение с большой и лояльной аудиторией.
- Платежная система и кошелек — через них происходит оплата товаров и услуг внутри супераппа и в физическом мире.
- Мини-аппы — легкие приложения внутри супераппа. Партнеры экосистемы представляют свои сервисы через мини-аппы.
- Единый ID для быстрого доступа к возможностям встроенных сервисов.
Почему компании создают супераппы
Супераппы помогают удерживать аудиторию внутри экосистемы за счет большого количества сервисов. По этой же причине у супераппа выше шанс закрепиться на первом экране смартфона: больше пользы для клиентов, выше потребность в приложении.
Привлечь пользователей в одно суперприложение дешевле, чем в несколько отдельных. С каждым годом появляется все больше конкурирующих приложений, для продвижения каждого нового требуются все большие ресурсы.
Супераппы открытых экосистем экономят на росте за счет партнерств и сторонних разработчиков. Компания создает платформу, при удачном развитии событий на ней появляется огромное количество сервисов. Одна компания не может создать и поддерживать столько.
Представим, что «Банк А» на рынке уже 20 лет. У него есть приложение, в котором можно проверить расходы, перевести деньги, купить валюту, оплачивать штрафы и налоги.
«Банк Б» не так давно на рынке, но сразу сделал ставку на смартфоны. На старте в приложении было все то же, что и в «Банке А», и даже немного больше. Банк налаживал партнерства с ретейлерами и поставщиками услуг — пользователи начали получать кешбэк и оплачивать больше услуг в приложении. Компания заметила тренд на супераппы и начала подключать сервисы партнеров к приложению. Теперь в приложении можно купить товары и продукты, записаться на стрижку, купить билеты на все виды транспорта. Клиентам удобно: не нужно заходить на сторонние ресурсы, вводить данные карты, да еще и кэшбэк получают за транзакции. Клиенты чаще заходят в приложение, тратят деньги внутри него, видят другие продукты и услуги банка, тестируют их и некоторые становятся регулярными пользователями.
У «Банка А» база клиентов растет медленнее, чем у «Банка Б», часть клиентов пользуется картами и счетами крайне редко, не обращает внимание на дополнительные услуги. И вот «Банк А» уже не лидер, а догоняющий.
Почему суперапп выгоден для партнеров
Проще запускать и тестировать новые продукты. Интеграция с супераппом и разработка мини-аппа требует меньше ресурсов, чем запуск приложения, и дает доступ к широкой аудитории.
Сервисам с низкой частотой использования невыгодно разрабатывать отдельное приложение, но можно запустить мини-апп. Он будет пользоваться спросом, так как его не надо устанавливать отдельно.
Взрывной рост WeChat связан с тем, что они открыли экосистему для сторонних разработчиков: любой сервис после модерации может зайти на платформу с мини-аппом. Это взаимовыгодное партнерство для всех: стартапы дешево и быстро запускают сервисы в WeChat, а WeChat растет и при этом не тратит ресурсы на создание сервисов.
Китайская платформа для социальной коммерции Pinduoduo запустилась как мини-апп в WeChat и существовала в таком формате на протяжении года, после чего выпустила отдельное приложение. Теперь Pinduoduo — главный конкурент крупнейших ecommerce-компаний Китая.
Что думают пользователи про супераппы
Супераппы помогают пользователям закрывать потребности в одном окне. Исследование Kagan 2020 Asia Consumer Insights показало, что 87% китайских пользователей совершают платежи через супераппы, а 78% заказывают услуги.
Для использования нового сервиса не нужно устанавливать отдельное приложение — это экономит время, память устройства, место на экране.
Каждый раз не нужно регистрироваться в новом сервисе и добавлять платежную информацию.
Может быть общая программа лояльности, которая распространяется на все сервисы внутри платформы и позволяет зарабатывать бонусы: кешбэк, скидки, купоны.
Но на российском рынке мнения насчет супераппов разделились: часть пользователей не понимает, зачем внутри смартфона нужна ещё одна операционная система. Некоторые жалуются на то, что супераппы весят больше обычного приложения, при этом не все функции одинаково нужны.
Улучшить опыт пользователей в супераппе позволит персонализация — когда на первый план выведены только те сервисы, которые нужны клиенту. Похожим образом выстраивают предложения Яндекс Go — горячие ссылки на главном экране ведут на сервисы, которыми клиент пользуется чаще всего.
Супераппы в разных отраслях
Супераппы создавались на базе приложений в разных отраслях. Главное, чтобы у платформы или компании была широкая аудитория, лояльная к ней.
- WeChat — суперапп из мессенджера с цифровым кошельком.
- Alipay — мобильный кошелек от Alibaba и впоследствии суперапп.
- Meituan — суперапп из сервиса доставки блюд и отзывов на рестораны, теперь помогают забронировать отель, купить билет в кино, записаться на курсы или в салон.
- Taobao — ecommerce-площадка, которая развивает свое суперприложение, к котором можно купить что угодно: от одежды и автомобиля до билетов в кино, на автобусы, самолеты, поезда, экскурсии.
- Grab — из службы заказа такси в успешный юго-восточный суперапп с доставкой еды, продуктов, посылок и электронным кошельком.
- Gojek — изначально мототакси, а теперь супер-апп с сервисами: доставкой блюд, продуктов, товаров первой необходимости, лекарств, поездку на байке или такси, оплатить счета и даже сделать экспресс-заказ массажа.
- Rappi — сервис «доставки по первому требованию» из Латинской Америки.
- PhonePe — индийское платежное приложение, которое принадлежит Flipkart. Там можно найти ряд мини-приложений от локальных поставщиков услуг, а именно: Ola (совместные поездки), Oyo (бронирование отелей), MakeMyTrip (бронирование билетов).
- MyJio App — суперапп от Reliance Jio, крупного игрока на рынке телекоммуникационных услуг в Индии, который развивает более 100 сервисов.
Что нужно для создания супераппа
База для создания супераппа — популярный продукт или обширная лояльная аудитория компании. WeChat запускали мини-аппы, когда их аудитория уже насчитывала 800 миллионов пользователей.
Второе условие для создания супераппа — инвестиции, достаточные для развития собственных сервисов или построения площадки для привлечения партнеров или независимых разработчиков. Как правило, такие ресурсы есть у компаний-лидеров рынка, IT-корпорации, банков, телеком-компании, маркетплейсов. Но в последнее время появляются стартапы, которые объявляют о запуске супераппов — это одна из возможностей привлечь более крупные инвестиции.
Задумываетесь о создании супераппа? Напишите нам, а мы ответим на все интересующие вопросы.