Компании создают экосистемы, которые объединяют партнерские и собственные сервисы. Для организатора экосистемы сотрудничество обеспечивает рост и удержание клиентов, для партнеров — доступ к новой аудитории, для пользователей — бесшовный опыт использования сервисов.
Компания-организатор экосистемы создает единую платформу для партнеров или связывает между собой несколько площадок.
Какими бывают платформы экосистем:
- Открытые — сторонние разработчики могут создавать и размещать цифровые продукты на платформе.
- Закрытые — на платформе представлены продукты только от компании-организатора и связанных с ней компаний.
- Гибридные — сторонние разработчики могут создавать и размещать цифровые продукты на платформе, но в направлениях, которые определяет организатор экосистемы.
Открытые платформы экосистемы
Банк России выделяет следующие характеристики открытых платформ:
- Конкурирующие поставщики товаров и услуг имеют доступ к платформе.
- Допуск на платформу осуществляется на основе публично раскрываемых критериев.
- Критерии не сформулированы под характеристики конкретных поставщиков.
- Владелец платформы и его аффилированные лица либо не выступают в роли поставщиков на такой платформе, либо «играют по общим правилам».
Рассмотрим несколько наиболее распространенных форматов открытых платформ для экосистемы.
Маркетплейс
Маркетплейсы открыты на уровне контента: компания создает площадку и привлекает продавцов, которые выставляют свои товары и услуги на виртуальную витрину. Присоединиться к маркетплейсу может любой продавец, который отвечает критериям площадки.
Экосистемы, ядром которых является маркетплейс, создают вокруг него инфраструктуру для продавцов: предлагают сервисы логистики, продвижения, а для покупателей смежные сервисы — финансы, развлечения.
Пример. Электронная торговля — ядро экосистемы Alibaba. Она приносит компании 87% выручки. Сервисы из других сегментов поддерживают и ускоряют рост e-commerce направлений.
Alibaba Group предоставляет полную инфраструктуру для продавцов и позволяет создать бизнес из любой точки планеты. Компания появилась в 1999 году как торговая площадка для малого и среднего бизнеса и за 22 года расширилась до 700 разных бизнесов. Ее продукты помогают с процессами закупки, сбыта, продвижения, с выходом на мировые рынки, с поиском покупателей, доставкой и обработкой платежей.
Магазин приложений
Любой разработчик может создать и разместить приложение на платформе, а организатор разрабатывает и открывает инструменты для этого, устанавливает правила. Пользователь должен устанавливать каждое приложение отдельно, чтобы воспользоваться им.
Пример. Slack предоставляют группу инструментов для создания приложений и чатботов внутри платформы.
Events API от Slack позволяет внешним разработчикам создавать приложения и ботов для платформы. UI-фреймворк Block Kit отвечает за то, как будут выглядеть элементы. Block Kit Builder позволяет создавать взаимодействия с платформой.
Обычный человек, а не разработчик тоже может создать бота или простое приложение. Для этого компания разработала визуальный редактор Workflow Builder.
Также Slack формируют сообщество вокруг своей платформы: у API даже есть собственный аккаунт в Twitter, а за роадмапом новых возможностей для разработчиков можно следить на открытой доске в Trello.
Суперапп
Сервисы в супераппе представлены легкими миниаппами, которые уже существуют на платформе: их не надо скачивать, они не занимают дополнительное место на смартфоне. Они напоминают нативные приложения с упрощенным интерфейсом и ограничены ключевыми функциями.
Для создания миниаппа компании не нужен дизайнер и команда разработчиков — его можно создать по готовым шаблонам и с использованием внутренних инструментов площадки. Это ограничивает креатив и функциональность, но позволяет быстро запускать новые продукты сторонним компаниям, а организатору растить платформу.
Пример. WeChat открыл приложение для сторонних разработчиков и так придумал формат супераппа — многофункционального приложения, в котором собраны все сервисы, которые только можно представить: от госуслуг до билетов в кино.
Мини-аппы в WeChat — это приложения весом до 10 мегабайт с упрощенным интерфейсом и ограниченным по сравнению с нативными приложениями набором функций.
Для создания мини-аппов WeChat разработали фреймворк на основе JavaScript и собственных языков разметки WXML и WXSS, аналогов HTML и CSS, которые используют в веб-разработке. WeChat API и SDK позволяют разработчикам получить доступ и интегрировать собственные функции WeChat в различные типы приложений: собственные приложения, веб-приложения в браузере WeChat, мини-аппы.
Каталог навыков для голосового помощника
Компании разрабатывают голосовых помощников и открывают платформы для разработчиков, чтобы увеличивать количество навыков для ассистентов. Пользователям не нужно устанавливать навыки, а только узнать команду и вызвать ее голосом. Похоже на суперапп, с которым можно взаимодействовать голосом.
Пример. Яндекс создали платформу Яндекс.Диалоги, с помощью которой любой пользователь может создать и опубликовать навык для голосового помощника «Алиса». Навык можно создать с помощью кода или в визуальном конструкторе.
Плюсы открытой платформы
Позволяет быстро вырастить экосистему. Компании в одиночку затратно разрабатывать тысячи сервисов в различных направлениях, да и идеи у сотрудников компании не безграничны. Сторонние разработчики справятся с запуском сервисов быстрее. А чем больше сервисов представлено на платформе, тем выше вовлеченность пользователей.
Благодаря открытой инфраструктуре в WeChat к концу 2018 года было больше миллиона миниаппов. Сейчас платформа закрывает большинство ежедневных потребностей своих пользователей.
Законодательство на стороне открытых экосистем. Чем выше открытость платформы — тем проще угодить регуляторам.
В развитии экосистем Центральный Банк видит риски для их участников и других субъектов экономики: недобросовестную конкуренцию, монополизацию сегментов рынка и технологий, неправомерное использование персональных данных клиентов.
В США деятельность экосистем регулируют антимонопольный органы с определением мер воздействия в суде. В Китае деятельность крупнейших экосистем AliBaba и Tencent регулируется в рамках антимонопольного законодательства: регуляторы уже ограничили сумму платежей внутри сервисов компаний и лишили их возможности хранить транзакционные данные.
Чтобы предупредить вопросы со стороны регуляторов, стоит пойти в сторону открытости. Так недавно сделали Сбер: они открыли доступ к платформе SmartMarket, которая позволяет сторонним разработчикам создавать смартапы для умных устройств экосистемы.
Минусы открытых платформ
Придется контролировать качество сервисов. При экономии средств на разработку сервисов придется потратить средства на модерацию, чтобы контролировать их качество и законность контента.
Небезопасно давать доступ к инфраструктуре. Вертикальным компаниями вроде атомных электростанций или систем управления умными городами небезопасно создавать платформу, открытую для третьих сторон.
Компания Cisco использует строгий процесс проверки поставщиков и ограничивает количество компаний в экосистеме для «умных городов», чтобы обеспечить безопасность данных, которые собирают камеры и датчики.
Закрытые платформы экосистемы
На закрытой платформе поставщиком товаров и сервисов выступают либо сама компания, либо аффилированные с ней лица или партнеры.
Платформы по формату могут быть практически такие же, как и у открытых экосистем: магазин приложений, суперапп, каталог навыков. Разве что количество предложений в них будет ниже, а компания не выкладывает в открытый доступ условиях размещения.
Nike развивают экосистему собственных спортивных сервисов: компания сама отбирает тренеров и курирует производство видеокурсов для приложения с тренировками Nike Training. Nike дает пользователям только проверенный контент и создает репутацию компании, которая заботится о качестве.
Плюсы закрытых платформ
Полный контроль за качеством сервисов на платформе. Для некоторых экосистем конкурентным преимуществом может стать высокое качество сервисов: партнерских или своих. В таком случае открывать платформу для сторонних разработчиков может быть нецелесообразно.
Минусы закрытых платформ
Медленный рост и ограниченное число предложений. Придется развивать собственные сервисы или искать партнеров вручную. Это дольше и дороже, нежели привлекать сторонних разработчиков.
Регуляторы против закрытых платформ. Центробанк выступает за ограничение закрытых экосистем, которые предлагают пользователю готовые пакеты услуг. Так как пользователь не будет сравнивать сервисы между собой и выбирать наиболее подходящий, а предпочтет набор от экосистемы своего банка или мобильного оператора.
Гибридные платформы
Если рассматривать экосистемы целиком, то самые популярные из них работают по гибридной модели: отдельные направления, часто платежи или связь, представлены продуктами компании-организатора, тогда как лайфстайл-сервисы представлены несколькими разными игроками.
По гибридному же принципу экосистемы строят свои платформы: отдельные направления оставляют за собой, тогда как другие открывают для сторонних компаний.
Пример. Тинькофф в супераппе отвечают за все финансовые операции, тогда как лайфстайл-направление отдают партнерам. Узнать условия подключения и подать заявку можно на сайте компании.
Пример. Яндекс Go интегрировали в суперапп только свои сервисы. При этом присоединиться к Яндекс.Еде, которая интегрирована в суперапп, может любой ресторан или кафе.
Плюсы гибридных платформ
- Контроль качества в направлениях, критичных для экосистемы.
- Контроль безопасности в чувствительных направлениях: платежи, персональные данные.
Минусы гибридных платформ
- Ограниченный рост
Взрывной рост и увеличение предложений возможны только в открытых направлениях.
- Регуляторы могут посчитать недостаточно открытыми
В США на Amazon подали в суд за то, что они заставляют продавать товары по самой низкой цене на своем маркетплейсе.
Вывод
Выбор степени открытости платформы зависит от задач экосистемы и данных, которые хранятся на ней:
- Открытая платформа — подходит для быстрого роста;
- Закрытая платформа — подходит для высокой степени безопасности и качества сервисов;
- Гибридная платформа — для роста отдельных направлений, при этом безопасности и высокого качества ключевых сервисов.