Amazon вырос из небольшого книжного маркетплейса в омниканальную экосистему, которая развивает 5 основных направлений: розничную торговлю, логистику, потребительские технологии, облачные вычисления, медиа и развлечения.
Amazon опережает китайскую экосистему Alibaba Group в списке самых крупных публичных компаний в мире. Их сравнивают по четырем показателям: продажи, прибыль, активы и рыночная стоимость. По выручке перед Amazon только Walmart, который тоже развивает свою цифровую экосистему.
На чем зарабатывает Amazon
Первое место. Больше всего денег Amazon в 2020 году принесли онлайн-продажи товаров и цифрового контента — 51% от всех чистых продаж.
У Amazon есть не только сайт и приложение маркетплейса, но и специализированные онлайн-площадки для продажи одежды, электроники, книг.
Второе место. Комиссии с продажи товаров и платные сервисы для продавцов приносят 20,8%.
Компания предлагает продавцам решения для обработки платежей, конструктор веб-сайта, фулфилмент, продвижение, регистрацию бренда, каталог сторонних поставщиков услуг, которые помогут создать бизнес на Amazon, управлять им и масштабировать.
Третье место. Облачные сервисы приносят 11,7%. Через платформу AWS предлагают более 200 сервисов для хранения и обработки данных, аренды виртуальных серверов через цифровой каталог AWS marketplace свои сервисы предлагают сторонние разработчики.
Четвертое место. Подписки — это 6,5% от чистых продаж за 2020 год. У Amazon около десятка специализированных подписок: например, для геймеров — Prime Gaming, для бизнеса — Business Prime.
Cамая полная и выгодная подписка для потребителей — Amazon Prime. Она объединяет быструю бесплатную доставку, скидки, кешбэк, доступ к видео, музыке и книгам в Kindle.
Пятое место. Дополнительные услуги: реклама и другие сервисы Amazon принесли 5,5%.
Шестое место. Завершают список физические точки продаж, они занимали 4,1% от всех чистых продаж.
Как Amazon развивает экосистему
Увеличивает объёмы за счет сторонних продавцов. На Amazon компании, бренды и люди продают новые и подержанные товары.
Среди продавцов различают:
- Собственных продавцов (first-party sellers) — выполняют роль оптовых поставщиков для Amazon.
- Сторонних продавцов (third-party sellers) — напрямую продают через Amazon.
Сторонние продавцы, среди которых много малого и среднего бизнеса, делают 60% от всех продаж на маркетплейсе, таких компаний зарегистрировано более 1,9 миллиона. В 1999 году их было всего 3% от всех продавцов.
Amazon привлекает сторонних продавцов доступом к широкой аудитории и инструментами, которые позволяют быстро запустить продажи: регистрация бренда, создание онлайн-магазина, управление запасами, обработка платежей, доставка до покупателя, международные продажи.
Amazon не берет деньги за размещение товаров, а списывает комиссию с продаж. Доставку до покупателя можно взять на себя или передать в Amazon — это тоже платная услуга.
Увеличение сторонних продавцов на площадке помогает Amazon побеждать конкурентов за счет большого объема предложений с наименьшими усилиями со стороны площадки.
Открывает внутренние инструменты для сторонних игроков. AWS появилась в результате того, что Amazon перестроила собственные внутренние ресурсы на облачные сервисы. Затем компания сделала облачные сервисы услугой для внешних клиентов, которые стали альтернативой дорогому серверному оборудованию и программному обеспечению. Снижение стоимости на вычислительные услуги дало толчок новой волне стартапов, среди которых небезызвестный Slack.
По чистой прибыли AWS занимает третье место после онлайн-продаж и сервисов для продавцов, при этом подразделение лидирует по операционной прибыли и составляет 59,1% от нее. Успех облачный сервисов Amazon подчеркнули тем, что новым директором Amazon вместо Джеффа Безоса станет глава AWS Энди Ясси.
Подсаживает на подписку. Система подписок вовлекает пользователей в экосистему Amazon и обеспечивает компании стабильный приток денег.
Единая подписка Amazon Prime оказывается выгодной для регулярных клиентов: за $12,99 в месяц они получают бесплатную доставку и подписки на стриминги. А дополнительная услуга Prime Now позволяет получать продукты с доставкой в течение одного часа за $7,99 или в течение двух часов без дополнительной платы.
Покупает компании и стартапы. Среди последних покупок компании:
- Zoox — американская компания по производству автономных транспортных средств. Компанию основали в 2014 году, а в 2020 ее купил Amazon.
- Wondery — это американская компания по созданию и запуску подкастов.
- Umbra — компания по разработке графического программного обеспечения. Используется в видеоиграх.
Из этого краткого перечня видно, что Amazon наращивают экспертизу в отраслях, отличных от ecommerce, и идут в новые направления.
Увеличивает долю на рынке за счет физических точек продаж и собственных брендов. Магазины без касс помогают увидеть товары лично, при этом цифровые технологии убирают кассы и сокращают время покупки. А Amazon узнают, что интересует клиентов не только в онлайне.
Точки входа в экосистему: Alexa и приложение
Какое бы приложение от Amazon вы не открыли — оно будет поддерживать голосового помощника Alexa.
Alexa контролирует собственные устройства Amazon для умного дома. Помимо уже привычных «умных» колонок и тв-приставок у Amazon есть две компании по разработке систем безопасности для дома, которые интегрированы с Alexa: первая из них, Blink, отвечает за камеры с энергоэффективными чипами, вторая, Ring за умные дверные звонки.
Ring и умные замки дополняют новую программу бесконтактной доставки Amazon Key: курьер сам открывает домашнюю дверь или ворота гаража, оставляет посылку, а покупатель следит за ним через приложение.
Alexa интегрирована в «умные» очки, беспроводные наушники, планшеты Fire Tablets от Amazon, фитнес-браслеты и даже настенные часы. Также Alexa помогает искать продукты в физических магазинах Amazon.
Amazon не говорит о том, что создает суперапп, но приложение компании становится все более многофункциональным.
Через вкладки на главной странице можно заказать органические продукты из Whole Foods или посмотреть видео на Prime Video — но только в Android-приложении, с iOS перекидывает на отдельное приложение. Большая часть сервисов Amazon доступна через приложение, правда, страницам не хватает единообразия: некоторые подгружаются по webview, некоторые открывают как вкладки с непривычным дизайном.
Все сервисы в основном приложении и отдельных приложениях для сервисов связаны единым профилем и подпиской Prime, что помогает создать бесшовный опыт покупок. Также основное приложение позволяет совершать бесшовные покупки в физических магазинах — генерирует QR для оплаты в магазинах Go, Fresh, Books, 4-star и Pop Up.
Что дальше
Amazon продолжит развивать сервисы для сторонних продавцов. Компания годами инвестировала в фулфилмент и будет делать это и в 2022 году, чтобы доставлять товары от всех производителей. Например, планирует открыть роботизированный фулфилмент-центр в Луизиане.
Компания отстает от конкурентов (Walmart и Instacart) в продажах продуктов. Скорее всего, в этом году Amazon будет наращивать мощности в этом направлении — ждем еще больше футуристичных магазинов.
В марте 2022 года Amazon закрыл сделку по покупке студии Metro-Goldwyn-Mayer, а значит компания будет производить еще больше развлекательного контента, чтобы вовлекать пользователей в стриминг Prime Video и подписку.
Компания наверняка будет развивать новые направления, благо средств от покупателей и продавцов на это хватает. Ждем больше новостей о роботакси и доставке дронами.