Абонентов меньше, а выручка больше. Как МТС это делает и что за сервисы внутри цифровой экосистемы

Смотрим на бизнес-математику экосистемы и интерфейсы сервисов

МТС — единственный российский оператор, который нарастил выручку во втором квартале 2020 года: в том квартале россиян закрыли на карантин и обязали работать из дома. Выручка МТС выросла на 0,8%, хотя абонентская база сократилась на 1,2%.

По итогам 2020 года МТС потеряла 600 тысяч абонентов и сократила абонентскую базу до 78 миллионов. Но совокупная выручка увеличилась на 4,5%.

Рост выручки при снижении абонентской базы — не аномалия. Это влияние новой стратегии МТС — развивать цифровую экосистему.

Оператор представил стратегию Customer Lifetime Value 2.0 в 2019 году и выделил четыре бизнес-вертикали: телеком, финтех, медиа, облачные услуги и цифровые решения для корпоративных клиентов. При этом ядром экосистемы остался телекоммуникационный бизнес. А различные сервисы просто дополнили его.

Все четыре вертикали решают одну главную задачу: наполняют экосистему своими и партнерскими сервисами и увеличивают число абонентов, использующих несколько продуктов МТС. Таких абонентов мы назовем экосистемными.

Один экосистемный абонент заменит трех обычных

МТС увеличивает количество экосистемных абонентов, чтобы увеличить средний чек абонента и общую выручку. В 2019 году экосистемный абонент приносил минимум в два раза больше обычного клиента. И при такой динамике МТС, увеличивая количество экосистемных абонентов, увеличивает общий доход и не замечает потери в общем количестве абонентов.

Посмотрим на примере. Предположим в МТС два типа абонентов:

1. Обычный — пользуется базовым тарифом на мобильную связь и платит за нее 350 рублей в месяц.

2. Экосистемный — пользуется мобильной связью, смотрит телепередачи через «МТС ТВ», читает книги в «МТС Библиотеке», смотрит фильмы через ivi, а в наушниках играет «МТС Music». Сервисы вместе стоят 1250 рублей в месяц.

В Москве и Санкт-Петербурге 350 рублей — это стоимость базового тарифа с мобильным интернетом и пакетом бесплатных минут. Но если подключать «НЕТАРИФ» и выбрать разные развлекательные опции, то получится около 1250 рублей в месяц. Значит один экосистемный абонент приносит компании больше, чем три обычных. Согласно стратегии МТС в 2019 году среди абонентов было 1,3% экосистемных, а в 2022 году должно было стать 40%.

Если рассмотреть 1000 случайных абонентов, то по статистике среди них будет 13 экосистемных и 987 обычных в 2019 году, и 400 экосистемных и 600 обычных в 2022 году. Посчитаем, сколько заработает МТС на таких абонентах в разные годы.

Если МТС увеличит количество экосистемных абонентов до 400 к 2022 году, то они принесут компании почти на 150 тысяч рублей больше, чем приносила целая тысяча абонентов в 2019 году. Получается, что компания может потерять 600 абонентов за три года, но заработает даже больше.

Это результат экосистемного развития компании.

Расчеты упрощенные, и мы не учитываем множество факторов: затраты на поддержку и развитие сервисов, интеграцию с партнерами, комиссии и прочее. Но мы не учитывали и рост тарифов, экономию на привлечении новых клиентов и снижение рисков за счет доходов от разных отраслей.

Давайте посмотрим, что уже есть в экосистеме МТС.

«Мой МТС» — главное приложение экосистемы

В экосистеме МТС больше 30 приложений. «Мой МТС» — основное. Через него пользователь пополняет счет, управляет тарифом и подключает различные услуги. В нем есть чат поддержки, статистика расходов и виджеты на главном экране, которые отправляют в другие приложения экосистемы.

«Мой МТС» — классическое приложение с ограниченной функциональностью. Это не суперапп, который объединяет сервисы с похожими бизнес-задачами и пользовательским опытом. Например, компания могла добавить новостной слайдер со сториз на главный экран. Или интегрировать голосового помощника, который будет делать переводы и управлять услугами. А экран со партнерскими сервисами, которые управляются аналогично иконкам на домашнем экране смартфона, стал бы отличным дополнением и повысил лояльность аудитории.

Единый ID

В индийской телеком-экосистеме Jio использовать сервисы могут только абоненты. Авторизация происходит через номер телефона — он же единый ID. В МТС другой подход — абоненты любых операторов могут пользоваться сервисами экосистемы. Так компания пытается охватить большее количество пользователей и переманить аудиторию конкурентов.

В своей стратегии МТС фокусируется на создании лучшего клиентского опыта за счет глубокого персонализированного подхода на основе искусственного интеллекта, аналитики больших данных и единого клиентского ID. И ставит задачу — обеспечить бесшовный комфортный переход между цифровыми витринами и продуктами.

Но сейчас экосистемный абонент, использующий несколько сервисов МТС, хранит в смартфоне десятки красных иконок и постоянно переходит между ними. И это не бесшовный опыт. Все приложения отличаются по форме авторизации: в некоторых нужно ввести номер телефона и получить смс-код, а в некоторых ввести символьный пароль. Иногда пройти обязательный онбординг и подписаться на рассылку. Но запомнить пару «логин-пароль» в смартфоне и авторизовываться в сервисах хотя бы по ней не получится.

Лайфстайл-сервисы

МТС развивает развлекательные сервисы в разных направлениях: музыка, книги, медиа, телевидение, афиша с возможностью купить билеты и получить кешбэк. Компания сотрудничает с Apple Music, Spotify, ivi и облачными игровыми платформами. В будущем в приложении «Мой МТС» должны появиться сервисы Twitch, TInder, Aliexpress и «Яндекс.Такси».

Оператор развивает ТВ-направление, позволяющее смотреть каналы, фильмы и сериалы. ТВ работает на всех платформах: смартфонах, планшетах, компьютерах, Smart TV и через веб-браузер телевизора.

МТС поставил амбициозную цель — обогнать все российские видеосервисы по числу подписчиков к 2023 году и привлечь 10 млн пользователей платного видеоконтента. Компания уже разрабатывает оригинальный контент, например сериал «Клиника счастья». Также экосистема запартнерилась с Universal Pictures, российскими киностудиями и «Первым каналом».

На медиа платформе авторы МТС рассказывают про гаджеты, делают подборки и учат пользоваться интерфейсами новых iOS и Android устройств. Статьи содержат рекламные вставки и ссылки на товары из своего интернет-магазина. Контент помогает поддерживать и повышать лояльность клиентов, а связь с интернет-магазином — продавать больше продуктов.

Умный дом

Отдельным направлением экосистемы является умный дом, умные бытовые приборы и интернет вещей для бизнеса, разработчиков и производства. Для управления домом в МТС разработали умную колонку с голосовым помощником Марвином, приложение «МТС Smart Home», домофон с приложением и системы видеонаблюдения. Также компания сотрудничает с Яндексом и производит приставки для автомобилей. Все это позволяет закрывать самые разные бытовые потребности клиентов.

МТС для бизнеса

Компания предлагает разнообразные системы интеграции и сервисы для корпоративных клиентов. Это важная бизнес-вертикаль экосистемы. В 2020 году направление системной интеграции выросло на 14% год к году и принесло экосистеме 5,7 миллиардов рублей. Здесь есть решения для малого и среднего бизнеса:

  • Workzen — трекер и планировщик задач.
  • Inside Report — сервис для проверки контрагентов.
  • МТС Касса — терминал, касса и приложение для приема платежей.
  • МТС Estate — сервис для снижения налогов на недвижимость.
  • МТС Маркетолог — сервис для привлечения клиентов.
  • МТС Банк — расчетный счет для бизнеса.
  • Loyalty GetMeBack — конструктор программы лояльности.
  • Банковские гарантии — сервис для работы с госзаказами.
  • Конструктор документов — сервис составления типовых документов.

Например, сервис LoyaltyGetMeBack помогает создавать электронные карты лояльности бизнесу. Клиенты добавляют карты в Apple Wallet или WalletPasses, получают бонусы и скидки за покупки. А владельцы бизнеса могут отправлять им гео-уведомления, поздравления, напоминания и начислять баллы лояльности.

Экосистема предоставляет доступ к мощным компьютерам для работы с ресурсоемкими приложениями, центрам хранения и обработки данных, облачным технологиям, IoT оборудованию, SaaS-платформе, технологиям BigData и единой корпоративной платформе для работы.

Все это позволяет экосистеме быть востребованной среди разных сегментов абонентов: от частных лиц до государственных заказчиков.

Что дальше

МТС прогнозирует рост выручки каждый год. Это должно происходить за счет прироста пользователей новых продуктов и сервисов, а также восстановления последствий пандемии — снижения потребления роуминга и потерь в корпоративном сегменте.

Также МТС готовится к пятому поколению мобильной связи — 5G. С точки зрения мобильной интеграции МТС предстоит развивать бесшовность и омниканальность для своих продуктов и пора задуматься о разработке супераппов для разных бизнес-вертикалей.