Ситуация: вы просыпаетесь, тянетесь за смартфоном и видите, что у вас списались деньги за пробную подписку на стриминговый сервис. Заходите в приложение, а там вместо кнопки отмены — только продление. Вы злитесь, ругаетесь с техподдержкой, все-таки отменяете подписку и удаляете приложение.
Манипуляции в интерфейсе — один из способов вывести из себя пользователей приложения. В статье вы найдете еще 5 вредных советов, как гарантированно нарваться на негатив.
Совет № 1. Забудьте про онбординг
Вообще, совсем, навсегда. Ни в коем случае не рассказывайте пользователям об обновлениях. Потому что, во-первых, пользователи не дураки и в состоянии сами разобраться, как и что работает. А во-вторых, даже Nilsen Group, гуру UX-исследований, считают, что лучше потратить время и деньги на создание интуитивно понятного интерфейса, чем на эффективный онбординг.

А если серьезно. Действительно, хороший интерфейс должен быть понятен без всяких подсказок. Но есть случаи, когда без онбординга пользователей в приложении не обойтись. Например, если появились новые функции или глобально обновился дизайн. В таком случае стоит познакомить пользователя с интерфейсом и через этапы онбординга рассказать, где теперь находятся частотные фичи.

Совет №2. Пусть поиск распознает только точные запросы
Если покупатель ищет товар в онлайн-магазине, он должен точно знать, чего хочет. А еще — уметь писать без ошибок. В конце концов, если ничего не нашлось, то пусть перепроверит запрос или почитает справочник Розенталя.

А если серьезно. Каждый онлайн-магазин должен распознавать минимум четыре типа поисковых запросов: точный, сленговый, по виду и характеристике продукта. Это базовая функциональность ecommerce-сервисов: пользователи раздражаются, если ее нет, потому что не могут закрыть свою задачу.

Совет №3. Присылайте как можно больше пушей
Напоминайте о себе как можно чаще, иначе все забудут о вашем продукте. Шлите по 15 пушей и днем и ночью. Не забывайте добавлять слова «АКЦИЯ», «TOTAL SALE» и «ТОЛЬКО СЕГОДНЯ». А еще не скупитесь на эмодзи: они оживляют текст 🔥, привлекают внимание 🤩🥳, и все их любят.

А если серьезно. В среднем люди готовы получать до 5 пушей в день. Если клиентам приходит 6 и больше — они их отключают. Также 39% пользователей жалуются, что уведомления беспокоят их в неподходящее время.
Охотнее пуши читают в промежуток 12–13 часов дня, во время перерыва на работе. Второй всплеск активности приходится на 10-11 часов вечера, когда большинство пользователей листает новостную ленту перед сном.

Совет №4. Навигация должна быть максимально сложной
Забудьте о «правиле трех кликов». Не знаете о таком? Ну и не забивайте голову ненужной информацией. Устройте покупателю незабываемый квест по приложению. Добавьте на главный экран побольше рекламных баннеров, в таббар — необычные иконки, а в каталог — множество разделов.

А если серьезно. Сделайте пользовательский путь в приложении максимально простым и удобным. Для этого используйте привычные паттерны. Например, добавьте в таббар стандартные иконки корзины, избранного и каталога, чтобы можно было быстро перейти к решению своих задач.

Совет №5. Сделайте обязательную регистрацию в 10 полей
Если пользователь решит потратить время на долгую регистрацию, он точно вернется за покупкой повторно. А онлайн-магазин, в свою очередь, получит данные клиента. Потом их можно использовать для рассылки персонализированных предложений и растить конверсию в покупку. Красота!

А если серьезно. Действительно, владельцы интернет-магазинов считают, что что зарегистрированный клиент с большей вероятностью купит повторно. Но в реальности никто не любит регистрироваться — это лишние усилия. Покупатели хотят быстро оформить и получить заказ. 24% клиентов уходят из-за обязательной регистрации в интернет-магазине. Поэтому лучше отказаться от обязательной регистрации и заменить ее на быструю авторизацию по номеру телефона.

Совет №6. Не стесняйтесь манипулировать пользователями
Добавляйте в интерфейс разнообразные уловки, которые побудят клиента совершить выгодные для компании действия. Например, создайте искусственный дефицит — пишите в карточке товара, что скидка вот-вот закончится. Пользователь побоится упустить выгоду и скорее добавит товар в корзину.

А если хотите, чтобы подписались на рассылку или уведомления — надавите на чувство вины. Например, покажите всплывающий баннер с надписью «Нет, я ненавижу получать выгодные предложения».
А если серьезно. Манипуляции и уловки в интерфейсе называют «темными паттернами». В небольших количествах их используют даже крупные корпорации. Например, чтобы отменить подписку Amazon Prime, надо очень постараться.

Но главное не переборщить и соблюсти баланс. Переизбыток темных паттернов задерживает пользователя на сайте, но делает его опыт неприятным. Рано или поздно человек поймет, что его обманывают, и уйдет.