В 2022 году темную тему поддерживают все соцсети и мессенджеры — WhatsApp, ВКонтакте, Telegram и другие. Ее добавляют в свои интерфейсы стриминговые сервисы, маркетплейсы и банки.
Несмотря на растущую популярность темную тему все еще воспринимают неоднозначно. Компании уверены — такой режим снимает напряжение с глаз, экономит заряд аккумулятора и помогает пользователям сконцентрироваться на работе. Ученые не согласны — восприятие текста на темном фоне ухудшается, пользователям сложнее его читать.
В статье разберем плюсы и минусы темной темы и узнаем, стоит ли тратить деньги на ее разработку.
Чем хороша темная тема
Экономит заряд батареи на смартфонах с OLED-дисплеями
В отличие от жидкокристаллических экранов OLED-дисплеи на смартфонах полностью выключают пиксели на месте черного цвета. Например, если на странице черный фон и светлый текст, то OLED-дисплей подсвечивает пиксели только для текста. Так он снижает расход батареи: аккумулятору не нужно расходовать энергию на подсветку и он дольше держит заряд.
Например. Google сравнил энергопотребление iPhone 7 с ЖК-экраном и Pixel с OLED-дисплеем. На смартфонах открыли Google Maps в темном режиме и оценили, сколько энергии расходуют устройства.
Pixel с OLED-дисплеем в темном режиме расходовал энергии почти в три раза меньше, чем в светлом. А iPhone 7 расходовал 230 мА в обоих режимах. Таким образом включенный темный режим на OLED-дисплеях позволил сэкономить 63% заряда.
Помогает сосредоточиться
Темная тема помогает сосредоточиться при работе с текстом. Нужный контент выделяется, а элементы интерфейса затемняются и не мешают — считают в Apple.
Цвета интерфейса в темном режиме нужно заменять на менее насыщенные, так текст и изображения не будут резать глаз — рекомендует Google в гайдах Material Design.
Снимает напряжение с глаз
С темным экраном легче работать в условиях низкой освещенности — данные Google. Например, большинству разработчиков удобнее писать код на темном фоне. Если включить темную тему ночью, то свет от монитора будет не таким ярким и глаза меньше устают.
Томас Штайнер, DevRel-инженер в Google, спросил разработчиков, как часто они используют темную тему. Большинство из них ответили, что им удобнее работать именно с темным интерфейсом.
Чем плоха темная тема
Текст на темном фоне хуже воспринимается
На белом фоне пользователь лучше понимает текст и быстрее находит ошибки — эксперимент Сюзанны Майр из немецкого Университета Пассау. Она проверила, влияет ли цвет фона текста на когнитивные способности.
Текст на темном фоне сложнее читать из-за того, что он слишком яркий и глаза больше напрягаются — данные немецких ученых.
Пользователям с нарушениями зрения темный режим только мешает
Например, людям с астигматизмом труднее воспринимать белый текст на черном фоне — доказали в Ванкувере. Зрачок расширяется и текст кажется человеку размытым. Пользователь вынужден напрягать зрение и пристальнее вглядываться в экран.
Но, несмотря на доводы ученых, часть пользователей все равно считают темный режим удобнее светлого и используют его. А разработчики сайтов, приложений и операционных систем добавляют функцию переключения на темный интерфейс.
Влияет ли темная тема на метрики приложения
Четкого ответа нет. Бренды скрывают или не знают число пользователей, предпочитающих темную тему светлой. А исследований, связывающих влияние темного режима на вовлеченность пользователей, пока нет. Тем не менее некоторые компании доказали, что он повышает метрики приложения.
Пользователи с темной темой проводят на Facebook* на час дольше
Исследователи из бизнес-школы шведского университета Умео проверили, как темный режим влияет на визуальную привлекательность постов в Facebook.
Ученые опросили 157 человек в возрасте от 17 до 27 лет. 90 респондентов хоть раз пользовались соцсетью в темном режиме. 22 человека ответили, что он визуально приятнее и снижает нагрузку на глаза. У 56 человек темный интерфейс был включен постоянно. И они проводили на Facebook в среднем на час больше, чем пользователи, предпочитающие светлую тему.
Terra снизила показатель отказов и увеличила число прочитанных страниц
Бразильская медиакомпания Terra в декабре 2021 года заметила, что показатель отказов на десктопе выше, чем в мобильном приложении.
В приложении на Android показатель отказов со светлым и темным режимом был одинаковым — по 26% . А вот на десктопе отказов было почти в два раза больше: 13% среди пользователей, использующих светлый режим и 24% — темный.
Terra в тестовом режиме добавила темную тему на сайт и в приложение. И сравнила вовлеченность пользователей при работе со светлой и темной темами.
На Android показатели отказов остались прежними. Но количество страниц и сеансов удвоилось с 2,5 до 5, когда пользователи познакомились с темной темой.
На десктопе обе метрики улучшились при показе темной темы: показатель отказов снизился с 27% до 11%, а количество страниц за сеанс увеличилось почти втрое — с 3,7 до 10.
В целом темная тема помогла снизить показатель отказов на 60%, а количество страниц за сеанс увеличилось на 170%. Terra сочла эксперимент удачным и добавила темный режим на сайт.
В России темную тему используют соцсети, банки и маркетплейсы
Каждый пятый пользователь VK использует темную тему
В 2018 году соцсеть добавила темную тему в приложение на iOS. На Android функция появилась лишь год спустя. VK превратил релиз темного интерфейса на Android во флешмоб. Пользователь должен был прокомментировать записи друзей или сообществ фразой «темная тема». После этого он видел на странице уведомление об активации темного режима. За первые сутки функцию активировали 1,5 млн пользователей.
В 2022 году пользователь супераппа VK включает темную тему в в разделе «Настройки»: выбирает «Внешний вид» — «Темы» — «Темная».
VK считает, что пониженный контраст и темный фон помогают пользоваться приложением при слабой освещенности. Чтобы снизить контраст между фоном и текстом VK сделал цвет фона на один тон светлее черного, а текст сделал серым.
VK сузил спектр серых оттенков в темной теме. Сделал шапку и кнопки монохромными. Акцентные элементы оставил синими, но снизил насыщенность. Все это уменьшает нагрузку на глаза.
В результате каждый пятый пользователь начал использовать темную тему.
Тинькофф добавил темную тему в банковские приложения
В октябре 2020 года Тинькофф добавил темную тему в суперапп. Пользователь выбирает тему фона в разделе «Еще» — «Приложение» — «Оформление» — «Всегда темная тема».
Банк разработал темную тему после обращений клиентов. Дизайнеры Тинькофф сделали основной фон приложения черным, а виджеты немного осветлили. Пользователь видит темно-серые виджеты на черном фоне и не слепнет от яркости. Их цвет соответствует гайдам Material Design и снижает нагрузку на глаза.
Тинькофф превратил белый текст в светло-серый как и VK. А цвет иконок в темной теме заменил на менее насыщенный.
Темная тема была в топе запросов не только от физлиц, но и от бизнес-клиентов — рассказали в Тинькофф. Поэтому в декабре 2021 года банк внедрил ее в приложение Тинькофф Бизнеса.
Большинство пользователей синхронизируют тему с установленной на телефоне — сообщили нам в Тинькофф Банке. При этом приложение не отслеживает, какая тема выбрана на смартфоне у пользователя.
Ozon добавил темную тему в приложение маркетплейса
Пользователи Ozon тоже могут переключаться между светлой и темной темами. Для этого нужно перейти в раздел «Мой Ozon» на нижней панели и выбрать «Цвета приложения» — «Темная тема».
Разработчики сделали темно-серый фон и черные блоки в каталоге. Белый текст заменили на нейтральный серый, чтобы он не светился на темном экране. Но цвет иконок оставили прежним — в результате экран кажется перегруженным.
Нужна ли приложению темная тема
С одной стороны темная тема увеличивает стоимость фронтенд-разработки в среднем в полтора раза. Но с другой, помогает завоевать лояльность пользователей за счет кастомизации и повысить некоторые важные для доходов метрики.
*Facebook признана в РФ экстремистской организацией и запрещена