Еще 10 лет назад невозможно было представить, что доставка еды или продуктов приедет в течение получаса после заказа, а столик в ресторане можно будет забронировать через приложение, там же накопить бонусы, оставить чаевые и разделить счет.
Как технологии меняют потребности
Раньше продукты проходили линейный путь от производителя до потребителя через реселлеров, магазины или рестораны. Сейчас же производители продуктов питания и реселлеры могут быть связаны с конечными потребителями через службы доставки с собственными складами.
Онлайн-технологии расширили выбор для конечного потребителя, а значит повысили ценность предложения.
Мы выделили несколько типов foodtech-экосистем с точки зрения того, какие задачи они решают для пользователей:
- Выбор заведения и организация посещения
- Ресторанная еда дома
- Доставка ингредиентов с рецептами
- Быстрая доставка продуктов
В качестве иллюстрации развивающихся foodtech-экосистем выбрали две компании: российский SberFood и финский Wolt, которые решают разные задачи пользователей: посещение заведений и заказ блюд.
В материале выясняем, из каких элементов состоят экосистемы данных компаний, как они трансформируют традиционные способы взаимодействия пользователей с кафе, ресторанами, кухнями и какие еще есть пути для их развития.
SberFood: новый опыт при посещении заведений
SberFood — мобильное приложение для выбора ресторанов и кафе и организации их посещения от «Сбербанка» и его портфельной компании FoodPlex (Plazius CRM).
Пользователь авторизуется в приложении по номеру телефона или через «Сбербанк ID», единый идентификатор для входа в сервисы Сбера.
Экосистема SberFood объединила в себе несколько некогда отдельных сервисов и инструментов. Их совместная работа создает единое решение, которое позволяет охватить весь опыт взаимодействия пользователей с заведениями.
SberFood предоставляет решения не только для потребителей, но и для заведений. Платформа Marketing Cloud, часть экосистемы SberFood, позволяет запустить собственную программу лояльности в системе: подключить бонусный кэшбек и дисконтную программу, конструктор для настройки спецпредложений и готовые шаблоны для email и SMS-рассылок, акций на дни рождения, счастливые часы.
Экосистема SberFood выгодна как пользователям, так и заведениям. Пользователи могут быстро выбрать заведение по кухне, коронным блюдам, рейтингу, забронировать стол, накопить бонусы, разделить счет.
Заведения получают доступ к многотысячной аудитории, маркетинговым инструментам, решениям для автоматизации взаимодействия с посетителями.
Сама экосистема выигрывает в финансовом плане, так как берет комиссию с броней и предзаказов, плату за использование сервисов. Потенциально SberFood может привлекать частных клиентов и организации в экосистему «Сбера», предоставляя ее участникам повышенный кешбэк и бонусы, сниженные тарифы и комиссии.
SberFood в цифрах:
- 28 октября 2019 года состоялся запуск приложения под брендом SberFood, пользователям Plazius предложили просто обновить приложение.
- Более 50 тысяч ресторанов в приложении — о такой цифре говорится на официальном сайте SberFood.
- 600 тысяч пользователей на октябрь 2019 года — активная месячная аудитория приложения Plazius (нынешний SberFood).
- Более 90 млн рублей в месяц в среднем — сумма заказов, оплаченных через Plazius.
Wolt: как организовать доставку в небольших городах и собрать $160 млн инвестиций
Wolt — финская технологическая компания, в первую очередь известная благодаря платформе для заказа блюд из ресторанов. Компания стремится к тому, чтобы пользователь получил блюдо в течение получаса с момента совершения заказа.
Идея Wolt пришла к основателям, когда те обратили внимание на трансформацию модели заказа такси: от традиционной, когда клиент обращается к конкретной службе, к бронированию в приложении, которое позволяет выбрать доступный вариант без привязки к службе такси.
Wolt предлагает два канала для взаимодействия с клиентами: через приложение и сайт. И там, и там опыт пользователя выстраивается вокруг выбора и заказа блюд.
Клиенты могут заказать доставку или оформить самовывоз блюд и некоторых товаров вроде сладостей и корма для животных, собрать групповой заказ.
В некоторых заведениях доступна функция At the table — предзаказ блюд с возможностью съесть их в ресторане. Что интересно, пользователь не бронирует стол (например, нельзя выбрать количество гостей за столиком), а уведомляет заведение о своем посещении через выбор блюд.
Экосистема Wolt состоит из:
- Клиентского приложения и сайта
Обе платформы предлагают одинаковый набор функций.
- Корпоративного портала Wolt at Work
Интерфейс такой же, как и у сайта Wolt для обычных клиентов, но есть дополнительная панель для администраторов. Она позволяет контролировать заказы отдельных работников и целых отделов, задавать бюджет, выгружать счета и другие бухгалтерские материалы.
- Приложения для курьеров
В режиме реального времени показывает заработок и ближайшее место, откуда можно забрать заказ.
- Приложения для ресторанов
Предоплаченные заказы поступают на iPad. Персоналу нужно приготовить еду и передать её курьеру или непосредственно клиенту.
Wolt отличается от таких гигантов как Uber Eats и Deliveroo тем, что помимо доставки позволяет предзаказать блюдо и съесть его на месте. Также компания ориентируется на города с населением менее 1 млн человек, в отличие от того же Uber Eats, которому интересны более крупные рынки.
При работе в небольших городах сложнее оценить прибыльность бизнес-модели при запуске, так как заказов в час происходит меньше при больших расстояниях доставки. В Wolt используют алгоритмы машинного обучения для прогнозирования потока заказов и оптимизации маршрутов курьеров.
По словам сооснователя компании Мики Кууси, сервис может запуститься в городе с населением в 30–40 тысяч человек, в течение нескольких недель выйти в ноль и даже получить первую прибыль.
Wolt — экосистема, открытая для партнеров, которые позволяют сократить издержки для компании и увеличить пользу для клиентов.
В 2016 году в компании начали тестировать доставку с помощью небольших роботов на колесах от компании Starship. Отдельные клиенты получают SMS с предупреждением, что заказ будет доставлен в закрытом контейнере внутри робота. Для получения еды необходимо кликнуть по ссылке, которая приходит на смартфон и разблокирует робота.
Для осуществления международных платежей Wolt пользуются платежным онлайн-сервисом TransferWise, который позволяет не искать местные платежные сервисы и не интегрироваться с ними по отдельности.
Wolt в цифрах:
- В 2015 году Wolt заработал как сервис предзаказа блюд в ресторанах.
- В 2016 году на платформу была добавлена доставка.
- О более чем 6000 ресторанов-партнеров и 3 млн зарегистрированных пользователей говорится на сайте Wolt.
- $160 млн инвестиций смогла привлечь компания за 2018–2019 годы.
От foodtech-проекта до экосистемы: пути развития
И SberFood, и Wolt принадлежат к вертикальным экосистемам, в центре которых лежит один продукт. У SberFood — это бесшовный процесс от выбора до посещения заведения, у Wolt — заказ и доставка ресторанных блюд.
В отличие от вертикальной экосистемы, которая решает одну задачу, горизонтальная закрывает целую область и распространяется на смежные сферы и услуги.
В foodtech ее можно создать на стыке направлений: бронь столика + доставка готовых блюд + доставка продуктов c рецептами. По этому пути сейчас идет «Яндекс» с сервисами «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Шеф» (больше не существует как отдельный сервис, интегрирован в «Яндекс.Лавку») и «Яндекс.Еда».
Функция At the Table в Wolt могла бы перевести компанию в категорию горизонтальных экосистем, но пока она доступна в малом количестве заведений, не дает выбрать количество гостей за столиком.
Ее можно заточить под опыт посещения ресторана: добавить количество персон при оформлении заказа и добавить снимки интерьера, как в SberFood.
В Wolt можно купить отдельные продукты из гастролавок и корма для животных. Расширение линейки позволит закрыть глобальную потребность в покупке еды, а если докрутить сервис с доставкой рецептов и ингредиентов — практически все потребности современных пользователей будут закрыты.
Еще один вариант развития — foodtech-проект может стать частью омниканальной экосистемы. Например, предоставлять услуги в рамках соцсети, как интеграция «Самоката» в Delivery Club. Так существующий сервис получит дополнительную аудиторию при минимуме издержек.
Еще один путь — создание собственного супераппа с foodtech-сервисом внутри. Возможно, «Сбербанк» пойдет в этом направлении и интегрирует SberFood в интерфейс своего платежного приложения, чтобы предложить аудитории более удобный способ взаимодействия с ним. Тем более что из приложения уже можно перейти на веб-версию маркетплейса «Беру» и оплатить консультацию врача на DocDoc.
Создание самостоятельной экосистемы или интеграция с уже существующей — логичный шаг для игроков в сфере foodtech. Каждый год мы наблюдаем появление новых проектов в этом направлении, от которых пользователи ждут более качественного и быстрого решения своих задач. И именно экосистемный подход к построению бизнеса может оправдать их ожидания.