Нужен ли онбординг в мобильном приложении
В своем профиле в Instagram мы сделали пост про онбординг и заметили, что тема все еще очень обсуждаемая. Нет единого понимания того, нужно ли подобное обучение в продукте или можно обойтись без него. Мы собрали разные мнения на этот счет и сделали разбор того, когда онбординг лишний, а когда нет.

Онбординг — это процесс, который знакомит пользователя с продуктом. Он не только учит работе с новым интерфейсом, но и помогает настроить его под себя. Онбординг используют не только при первом запуске, но и при добавлении новых функций в приложение.

Почему онбординг может быть лишним 

Norman Nielsen Group советуют не злоупотреблять онбордингом. Пользователи должны изучать интерфейс сами, а он, в свою очередь, должен быть максимально понятным. 

Онбординг может быть нежелателен по следующим причинам: 

  • Повышает стоимость взаимодействия. Онбординг требует внимания и усилий пользователя. Даже возможность пропустить — это дополнительное действие.
  • Заставляет пользователя напрягаться. Часто онбординг используют, чтобы пользователь запомнил, как выполнять задачи и что значат те или иные элементы интерфейса. Но кто сказал, что пользователь захочет держать все это в голове?
  • Не всегда помогает выполнять задачи. Исследование Norman Nielsen Group показало, что онбординг не помогает быстрее и проще справляться с задачами. Так пользователи, которые прошли онбординг и которые пропустили его, одинаково удачно выполняли задания. При этом первые оценивали задачи как более сложные, так как онбординг создал такое впечатление.

В Norman Nielsen Group советуют вместо создания онбординга потратить время на работу над пользовательским интерфейсом. Если без обучения не обойтись, специалисты консалтинга советуют использовать интерактивные методы и подсказки в контексте.

Когда нужен онбординг 

Другой точки зрения придерживается бывший руководитель отдела роста в Pinterest и главный маркетолог в Grubhub. В статье о том, что онбординг — важная часть стратегии роста, он пишет: «обучение помогает пользователю понять ценность продукта и вовлекает его в долгосрочное взаимодействие с ним. Нужно стремиться к дизайну, который не требует объяснений, но не стоит бояться онбординга, если он дает такие преимущества».

Онбординг понадобится в следующих случаях: 

  • Без информации о пользователе никак. Например, клиент должен заполнить информацию о себе в банковском или брокерском приложении.
  • Функциональность приложения связана с предпочтениями пользователей. Например, фитнес-приложение формирует персонализированную ленту упражнений, для этого ему нужно знать цели и уровень подготовки пользователя.
  • Функции приложения уникальны, элементы интерфейса отличаются от стандартных решений.
  • Вы глобально обновили приложение или в нем появились новые функции, и об этом нужно рассказать пользователям.

Можно протестировать приложение без онбординга. Если пользователи испытывают трудности, выясните, все ли понятно в интерфейсе. И только потом обратиться к онбордингу.

Виды онбординга 

Чаще всего в мобильных приложениях встречаются следующие виды онбординга:

  • Презентация
В онбординге-презентации приложения «Омолоко» мы рассказали про условия доставки, поставщике и обслуживании клиентов. Онбординг кратко дает полезную информацию, и его интересно смотреть благодаря симпатичным анимациям. 

С помощью этого вида онбординга вы представляете сильные стороны приложения и таким образом мотивируете использовать его. Некоторые компании сразу просят зарегистрироваться или купить подписку — но это вряд ли интересный для пользователя сценарий при первом заходе.

По факту это повторение для тех, кто пропустил описание в сторе. Такой онбординг скорее в целом знакомит с продуктом, а не обучает использованию. 

Не делайте презентацию слишком длинной: выберите основные или необычные фичи и ограничьтесь 3-5 слайдами. Больше информации пользователь не запомнит. Также важно позволить пропустить такой онбординг. 

  • Персонализация
В приложении для сервиса подписок на парфюмерию и косметику Scentbird мы выясняем интересы пользователя, чтобы предлагать ему только релевантные товары. 

Онбординг необходим, если продукт построен вокруг персонализации предложений, так как для ее создания нужна стартовая информация от пользователя. Например, о его целях и интересах. 

  • Подсказки
В приложении «Петрович» мы рассказываем о том, почему в карточке товара 2 цены: одна розничная, другая по бонусной карте. Это не просто объяснение, а еще и способ привлечь внимание в программе лояльности.

Новичкам можно рассказать о функциях с помощью подсказок в экранах приложения. Они находятся в контексте и решают проблему с тем, что пользователь может забыть информацию. Но все еще отнимают время. Так что не увлекайтесь и не объясняйте значение всех иконок подряд.

В онбординге «Омолоко» решили сделать небанальную иконку фильтра, поэтому добавили подсказку при первом использовании
  • Обновления
YouTube рассказывают об обновлениях с помощью небольших контекстных подсказок 

Онбординг не всегда используется при первом знакомстве. Он может быть полезен, если вы добавили новую функцию в приложение. Не все пользователи полезут читать чейнджлог, так что это хороший способ сообщить об изменении. Сделать это можно с помощью баннера или подсказки в интерфейсе. 

  • Интерактивный тур
Duolingo сначала выясняют, какой язык хочет изучать пользователь и на каком уровне он находится. Затем уже по ходу первого урока выводят подсказки

При таком онбординге пользователь выполняет небольшие задачи, а приложение направляет его с помощью подсказок.

Хорошие практики в онбординге 

Если вы решили, что вашему продукту нужен онбординг, то старайтесь следовать следующим правилам. 

  • Не делайте обучение слишком длинным

Длинные объяснения вызовут раздражение пользователя или натолкнут его на мысль о том, что продукт слишком сложный. Даже для персонализации лучше тщательно продумать сбор информации, чтобы не выспрашивать у пользователя все подряд. 

  • Дайте возможность пропустить обучение

Продвинутые пользователи не любят учится, так что разрешите им пропустить все подсказки и самостоятельно погрузиться в продукт. 

  • Используйте контекст

Пользователь легче запомнит подсказки, которые появляются по ходу его пути. Так ему не придется держать в голове все возможности приложения.

  • Используйте стартовые страницы и пустые состояния

Рассказать о том, что нужно делать дальше, можно на пустых страницах.

  • Не просите сразу зарегистрироваться или купить подписку

Пользователь, который еще не познакомился с продуктом, вряд ли сразу захочет оставить свои данные или оплатить премиум-версию. Позвольте сначала увидеть продукт в действии и только потом расскажите о плюсах регистрации и платного аккаунта. Хороший пример — брокерские приложения, которые дают демо-доступ к интерфейсам перед достаточно длительной и неизбежной регистрацией.

Мы в Heads and Hands всегда исходим из особенностей проектов и используем онбординг только там, где он приносит пользу клиентам и решает задачи продукта.