Онбординг — это процесс, который знакомит пользователя с продуктом. Он не только учит работе с новым интерфейсом, но и помогает настроить его под себя. Онбординг используют не только при первом запуске, но и при добавлении новых функций в приложение.
Почему онбординг может быть лишним
Norman Nielsen Group советуют не злоупотреблять онбордингом. Пользователи должны изучать интерфейс сами, а он, в свою очередь, должен быть максимально понятным.
Онбординг может быть нежелателен по следующим причинам:
- Повышает стоимость взаимодействия. Онбординг требует внимания и усилий пользователя. Даже возможность пропустить — это дополнительное действие.
- Заставляет пользователя напрягаться. Часто онбординг используют, чтобы пользователь запомнил, как выполнять задачи и что значат те или иные элементы интерфейса. Но кто сказал, что пользователь захочет держать все это в голове?
- Не всегда помогает выполнять задачи. Исследование Norman Nielsen Group показало, что онбординг не помогает быстрее и проще справляться с задачами. Так пользователи, которые прошли онбординг и которые пропустили его, одинаково удачно выполняли задания. При этом первые оценивали задачи как более сложные, так как онбординг создал такое впечатление.
В Norman Nielsen Group советуют вместо создания онбординга потратить время на работу над пользовательским интерфейсом. Если без обучения не обойтись, специалисты консалтинга советуют использовать интерактивные методы и подсказки в контексте.
Когда нужен онбординг
Другой точки зрения придерживается бывший руководитель отдела роста в Pinterest и главный маркетолог в Grubhub. В статье о том, что онбординг — важная часть стратегии роста, он пишет: «обучение помогает пользователю понять ценность продукта и вовлекает его в долгосрочное взаимодействие с ним. Нужно стремиться к дизайну, который не требует объяснений, но не стоит бояться онбординга, если он дает такие преимущества».
Онбординг понадобится в следующих случаях:
- Без информации о пользователе никак. Например, клиент должен заполнить информацию о себе в банковском или брокерском приложении.
- Функциональность приложения связана с предпочтениями пользователей. Например, фитнес-приложение формирует персонализированную ленту упражнений, для этого ему нужно знать цели и уровень подготовки пользователя.
- Функции приложения уникальны, элементы интерфейса отличаются от стандартных решений.
- Вы глобально обновили приложение или в нем появились новые функции, и об этом нужно рассказать пользователям.
Можно протестировать приложение без онбординга. Если пользователи испытывают трудности, выясните, все ли понятно в интерфейсе. И только потом обратиться к онбордингу.
Виды онбординга
Чаще всего в мобильных приложениях встречаются следующие виды онбординга:
- Презентация
С помощью этого вида онбординга вы представляете сильные стороны приложения и таким образом мотивируете использовать его. Некоторые компании сразу просят зарегистрироваться или купить подписку — но это вряд ли интересный для пользователя сценарий при первом заходе.
По факту это повторение для тех, кто пропустил описание в сторе. Такой онбординг скорее в целом знакомит с продуктом, а не обучает использованию.
Не делайте презентацию слишком длинной: выберите основные или необычные фичи и ограничьтесь 3-5 слайдами. Больше информации пользователь не запомнит. Также важно позволить пропустить такой онбординг.
- Персонализация
Онбординг необходим, если продукт построен вокруг персонализации предложений, так как для ее создания нужна стартовая информация от пользователя. Например, о его целях и интересах.
- Подсказки
Новичкам можно рассказать о функциях с помощью подсказок в экранах приложения. Они находятся в контексте и решают проблему с тем, что пользователь может забыть информацию. Но все еще отнимают время. Так что не увлекайтесь и не объясняйте значение всех иконок подряд.
- Обновления
Онбординг не всегда используется при первом знакомстве. Он может быть полезен, если вы добавили новую функцию в приложение. Не все пользователи полезут читать чейнджлог, так что это хороший способ сообщить об изменении. Сделать это можно с помощью баннера или подсказки в интерфейсе.
- Интерактивный тур
При таком онбординге пользователь выполняет небольшие задачи, а приложение направляет его с помощью подсказок.
Хорошие практики в онбординге
Если вы решили, что вашему продукту нужен онбординг, то старайтесь следовать следующим правилам.
- Не делайте обучение слишком длинным
Длинные объяснения вызовут раздражение пользователя или натолкнут его на мысль о том, что продукт слишком сложный. Даже для персонализации лучше тщательно продумать сбор информации, чтобы не выспрашивать у пользователя все подряд.
- Дайте возможность пропустить обучение
Продвинутые пользователи не любят учится, так что разрешите им пропустить все подсказки и самостоятельно погрузиться в продукт.
- Используйте контекст
Пользователь легче запомнит подсказки, которые появляются по ходу его пути. Так ему не придется держать в голове все возможности приложения.
- Используйте стартовые страницы и пустые состояния
Рассказать о том, что нужно делать дальше, можно на пустых страницах.
- Не просите сразу зарегистрироваться или купить подписку
Пользователь, который еще не познакомился с продуктом, вряд ли сразу захочет оставить свои данные или оплатить премиум-версию. Позвольте сначала увидеть продукт в действии и только потом расскажите о плюсах регистрации и платного аккаунта. Хороший пример — брокерские приложения, которые дают демо-доступ к интерфейсам перед достаточно длительной и неизбежной регистрацией.
Мы в Heads and Hands всегда исходим из особенностей проектов и используем онбординг только там, где он приносит пользу клиентам и решает задачи продукта.