В 2018 году в России наиболее развитой PropTech-категорией были маркетплейсы для покупки и аренды недвижимости — 50% рынка, на втором месте компании по проектированию и строительству недвижимости — 14%, стартапы по оценке, анализу данных и коллективным инвестициям — 10% и компании в сфере управления готовыми объектами — 10%.
Рынок недвижимости принято рассматривать как консервативный и неповоротливый, но и он не может игнорировать цифровые привычки своих клиентов. Особенно ясно это стало в период самоизоляции из-за Covid-19. Именно в этот период, в апреле 2020 года, застройщик ПИК и банк ВТБ провели первую ипотечную сделку и покупку квартиры полностью в онлайне.
Постепенно развивается направление PropTech (от Property Technologies), под которым имеют в виду инновационные решения для всех стадий жизненного цикла объектов. Они, как правило, связаны с использованием больших данных, VR и AR, искусственного интеллекта, интернета вещей, блокчейна и других технологий.
В 2018 году в России наиболее развитой PropTech-категорией были маркетплейсы для покупки и аренды недвижимости — 50% рынка, на втором месте компании по проектированию и строительству недвижимости — 14%, стартапы по оценке, анализу данных и коллективным инвестициям — 10% и компании в сфере управления готовыми объектами — 10%.
В статье разбираем примеры вертикальной и горизонтальнойэкосистем в недвижимости, которые развивают крупнейшие банки России — «Сбербанк» и ВТБ. А также отвечаем на вопрос, какую перспективнее развивать.
«ДомКлик» — экосистема недвижимости от «Сбербанка»
Экосистема «Сбербанка» для поиска, продажи, покупки и аренды жилой и коммерческой недвижимости, а также для одобрения ипотеки онлайн.
Изначально — это онлайн-площадка для подачи заявления на ипотеку без похода в банк. А теперь — целая экосистема, которая упрощает получение ипотеки и проведение сделок с недвижимостью с помощью онлайн-инструментов.
«ДомКлик» предлагает листинг объектов недвижимости для покупки и аренды. Но вместо привычного алгоритма: нашел квартиру, связался с владельцем или риелтором, договорился о просмотре — стремится закрыть больше потребностей пользователя на платформе.
Сервис предоставляет информацию не только о квартире, но и о доме: его характеристики, рейтинг и отзывы жильцов. Жильцов в экосистему привлекают с помощью создания сообществ внутри инструмента «Мой дом».
В сообществе жильцов дома можно предложить идею для управляющей компании, связаться с ней, оплатить ЖКХ (не внутри платформы, а с перенаправлением в приложение «Сбербанк Онлайн» или в браузер), пройти опрос и повлиять на рейтинг дома.
Правда, вступить в сообщество дома и пройти опрос может любой пользователь. Возникает риск, что недобросовестные риелторы могут повышать рейтинги, так как это интересная информация для будущих покупателей.
Со страницы выбранной квартиры можно отправить заявку на одобрение ипотеки в «Сбербанк». Сделать это можно за три шага: отправить заявку на ипотеку, подобрать квартиру на сайте или в приложении «ДомКлик» и договориться о просмотре, выбранную квартиру отправить на одобрение банку.
На странице одобрения ипотеки обещают, что в офис необходимо зайти один раз для подписания документов. Зарплатные клиенты банка имеют преимущество — для оформления документов понадобится только паспорт.
«ДомКлик» предлагает инструменты, которые помогут спланировать получение займа. Онлайн-опрос, чтобы быстро подобрать подходящую ипотечную программу. Ипотечный калькулятор, который посчитает сумму ежемесячного платежа и определит требования к доходу.
Там же можно проконсультироваться с менеджером по видеосвязи. Тест, который поможет узнать ставку по ипотеке с учетом всех возможных льгот.
На платформе можно заказать юридическую проверку квартиры перед покупкой. Ее обещают провести за три дня или быстрее.
Помимо листинга объектов недвижимости экосистема включает маркетплейс агентств недвижимости, риелторов. В профиле риелтора можно посмотреть его рейтинг, почитать отзывы клиентов, узнать, сколько сделок на платформе он провел и какими услугами экосистемы пользовался.
Для проведения сделки по покупке недвижимости «ДомКлик» предлагает:
- Услугу электронной регистрации права собственности, которая позволяет подписать кредитный договор и отправить документы на регистрацию без посещения Росреестра или МФЦ. Для подачи документов на регистрацию все же придется сходить в отделение «Сбербанка». Далее менеджер отправляет документы в электронном виде в Росреестр. Договор купли-продажи и выписка из ЕГРН с электронной отметкой о государственной регистрации приходит на электронную почту клиента.
- Сервис безналичного взаиморасчета. Обычно покупатель снимает наличные в кассе и вносит в банковскую ячейку, а продавец должен приехать в банк за деньгами. В рамках услуги покупатель переводит средства на счет Центра недвижимости от «Сбербанка», тот запрашивает информацию в Росреестре о регистрации сделки, после проверки данных деньги зачисляются на счет продавца.
- Оформление страховых полисов жизни и здоровья, недвижимости. При оформлении страхования жизни обещают снизить ставку по ипотеке на 1% — бонус для участников экосистемы.
- После оформления ипотеки со всеми вопросами можно обратиться онлайн в центр обслуживания. Например, подать заявку на кредитные каникулы или оформить возврат налогов.
Для участников экосистемы разработана система скидок. Так при покупке квартиры на «ДомКлик» можно снизить ставку по ипотеке на -0,3%, страхование жизни на платформе даст еще -1%, электронная регистрация прав собственности еще -0,3%. Правда, предложения могут быть выгодны тем клиентам, которые и так собирались брать ипотеку в «Сбербанке». Сравнить же с предложениями других банков внутри платформы нельзя.
Экосистема недвижимости «ДомКлик» строится вокруг финансовых сервисов «Сбербанка». В экосистему включены и партнеры, которые не конкурируют с предложениями банка: агентства и риелторы, застройщики, оценочные компании — им платформа предлагает поиск покупателей и цифровые инструменты для совершения сделок: например, разместить объявление на маркетплейсе, оценить недвижимость на основе данных об ипотечных сделках «Сбербанка» за последние три года.
«Метр квадратный» — жилищная экосистема от ВТБ
Экосистема недвижимости от ВТБ объединяет инструменты для покупки и аренды недвижимости: от поиска объявлений до конструктора документов. Экосистема также развивается по горизонтали, решая дополнительную задачу по обслуживанию купленного жилья — организацию ремонта.
Сервисы платформы открыты для банков, страховых и оценочных компаний, застройщиков и агентств недвижимости, ремонтных и сервисных компаний. На момент написания статьи на сайте экосистемы указаны 13 банков-партнеров.
Риелторам «Метр квадратный» предлагает цифровые инструменты для работы с клиентами, организации и проведения сделок с недвижимостью. Застройщикам — технологическую платформу для оформления всех этапов сделки по продаже-покупке квартиры.
Решение включает онлайн-сервисы ипотечного брокера, безопасного проведения расчетов и электронной регистрации прав собственности — они связаны в единый цифровой клиентский путь и обеспечивают постоянный контроль за состоянием сделки.
Проведение сделки для компаний-застройщиков происходит следующим образом:
- застройщик получает доступ к личному кабинету «Метр квадратный»;
- в личном кабинете вводит данные клиента;
- дистанционно подписывает с клиентом ДДУ электронной подписью;
- при необходимости онлайн согласовывает выдачу ипотеки;
- клиент вносит средства с помощью сервиса безопасных расчетов, которые поступают застройщику сразу же после регистрации договора в Росреестре.
Покупателям платформа предлагает инструмент для подачи заявки на ипотеку одновременно в несколько банков. Для создания заявки пользователь заполняет единую анкету и загружает документы на сайте. Банки рассчитывают предложения. Специалисты платформы обещают помочь с оформлением ипотеки.
Продавец недвижимости может воспользоваться инструментом расчета стоимости жилья на сайте. Покупатель также может проверить, сколько стоит квартира с выбранными параметрами. Расчет стоимости происходит посредством сравнения с похожими объектами из нескольких баз данных недвижимости.
Сервис проверки недвижимости позволяет самостоятельно заказать отчет для выявление юридических рисков утраты собственности перед покупкой. Для получения услуги необходимо ввести адрес квартиры и оплатить сервис. Результат придет в формате pdf-документа.
Конструктор документов помогает составить договор купли-продажи. На сайте необходимо заполнить несколько форм, после чего скачать готовый pdf-документ.
Квартира куплена — время задуматься о ремонте. Экосистема предлагает сервис для его организации. Он включает бесплатную онлайн-консультацию с дизайнером, расчет примерной стоимости ремонта в формате теста, создание дизайн-проекта, выбор предложения от нескольких подрядчиков. Оплата ремонта происходит через сервис безопасных расчётов через счёт в ВТБ. Оплата производится поэтапно, после приемки работ.
Платформа также предлагает застраховать недвижимость: выбрать тариф, рассчитать стоимость полиса и оставить заявку. Услугу предоставляет партнер — страховая компания «Абсолют Страхование».
В центре жилищной экосистемы — финансовые сервисы от ВТБ и партнеров (банков, страховых компаний, застройщиков). Она закрывает основные потребности при покупке жилья по вертикали: поиск, юридическую проверку недвижимости и оценку ее стоимости, заявку на ипотеку, создание договора купли-продажи, страхование и ремонт.
По горизонтали экосистема развивается за счет обслуживания готового жилья — сервиса по организации ремонта.
Какой вид экосистемы в недвижимости перспективнее: вертикальная или горизонтальная
Крупнейшие банки в России строят цифровые экосистемы в недвижимости за счет спроса покупателей на их ипотеку. Экосистемы развиваются вертикально, предлагая инструменты для закрытия основных этапов продажи и приобретения жилья онлайн: заполнение заявок на ипотеку, оценку жилья, составление стандартных документов. Тем не менее есть предпосылки для построения горизонтальных экосистем.
Так «Метр квадратный» предлагает дополнительные возможности после покупки — организацию ремонта за счет свободной интеграции сторонних партнеров.
Задача покупки и продажи жилья возникает редко, поэтому в долгосрочной перспективе выгодно развивать горизонтальную экосистему. Такой вид экосистемы позволяет удержать пользователей внутри за счет сервисов не только на этапе покупки жилья, но и для его обслуживания и создания комфорта для повседневной жизни.