Почему будущее за социальной коммерцией

Мы ходим по магазинам с близкими и друзьями, слушаем их советы и даем рекомендации. Но как перенести этот опыт в онлайн? Об этом и пойдет речь.

Мы перевели статью о развитии социальной коммерции, а также поделились опытом использования социальных механик в своих проектах.

Средняя продолжительность жизни человека составляет 72 года, по данным Всемирной организации здравоохранения. В 2019 году пользователи проводили в социальных сетях примерно 2 часа 22 минуты в день.

Если предположить, что человек начинает пользоваться соцсетями с 10 лет, то получится, что он проведет в них около 6 лет своей жизни. Благодаря растущей доступности технологий предполагается, что более 3-х миллиардов людей по всему миру будут пользоваться социальными сетями к 2021 году.

Здесь и выходит на сцену социальная коммерция (англ. social commerce). Только представьте, привычный шопинг, который плавно интегрирован в приложения социальных сетей, которые мы и так используем каждый день.

В чем суть социальной коммерции

Электронная коммерция уже является альтернативой физическим розничным магазинам. Однако сайты электронной коммерции не предназначены для случайных действий, которые могут происходить в офлайне, например, рассматривание витрин. Они требуют от пользователя более или менее точно знать, что ему нужно. Социальная коммерция заполняет этот пробел.

Обычный шопинг предполагает социальный опыт. Люди ходят по торговым центрам группами и просматривают товары, не всегда зная, что конкретно хотят купить. Они могут узнать мнение друзей перед покупкой, а также купить изначально ненужную вещь, которую взяли примерить за компанию. В отличие от онлайн-покупок в офлайне присутствует социальный опыт.

Представьте социальную коммерцию как перенос опыта покупок из торгового центра в онлайн и как возможность совершать покупки в приложениях социальных сетей, которые мы используем каждый день.

Pinduoduo (拼多多) — образец социальной коммерции из Китая

Название основанной в 2015 году компании Pinduoduo (PDD) дословно переводится как «группировка и объединение, которые приносят сбережения». За 5 лет PDD превратилась в ведущую платформу интерактивной коммерции с рыночной капитализацией в 97,95 миллиарда долларов. В Китае PDD является вторым по величине онлайн-маркетплейсом по числу пользователей и количеству заказов.

В 2019 году число активных покупателей составляло 585 миллионов. Платформа привлекает своей главной фишкой — групповыми покупками, чем больше людей присоединяются к закупке, тем больше скидок получают. Функция создает естественные сетевые эффекты внутри маркетплейса.

Заклятые конкуренты PDD на китайском рынке, Alibaba и JD.com, выпустили свои продукты, которые повторяют социальную модель групповых покупок PDD. Согласно изданию CNBC, большинство пользователей PDD находятся в небольших китайских городах, эти потребители чувствительны к стоимости товаров и используют PDD хотя бы раз в неделю. В больших городах более доминирующую роль имеют Alibaba и JD.

Как работает PDD

Модель социальных покупок в PDD поощряет пользователей приводить друзей в приложение и, следовательно, принимать участие в их опыте покупок.

Пользователь делится ссылкой на продукт в PDD. Для каждого товара указано минимальное количество людей, после набора которых в группу активируется указанная производителем цена, чем больше людей набирается после — тем больше дополнительных скидок получают участники группы. Товары можно купить и индивидуально, но стоимость для группы всегда выгоднее.

Основываясь на ваших предпочтениях и прошлых заказах, PDD персонализируют рекомендации товаров. Также PDD дают рекомендации на основе покупок людей, которых вы привели в приложение.

Как зарабатывают PDD

PDD берет комиссию с каждой сделки. Подобно сайтам электронной коммерции PDD генерирует доход от показа рекламы. Стоит отметить, что соперники Alibaba и JD имеют другие источники дохода от своих бизнес-подразделений.

В декабре 2019 года выручка PDD достигла 1,55 млрд долларов, что на 91% больше, чем в предыдущем году. 55% доходов по-прежнему приходится на провинциальные города Китая.

Восхождение PDD: сначала мини-апп в WeChat, затем свое приложение

Ранний успех PDD в некотором роде связан с супер-аппом WeChat. Выход компании на рынок был легким благодаря работе через мини-апп. Фактически PDD работал исключительно через WeChat на протяжении года. Уже позже компания разработала собственное приложение.

Покупатели PDD использовали WeChat Pay в качестве кошелька и обменивались ссылками на товары в чатах WeChat. Использование инструментов социальных сетей стало ключевой стратегией продвижения благодаря популярности WeChat. PDD смогли проверить свое ценностное предложение и спрос с небольшими затратами на привлечение новых клиентов. Даже после того как PDD запустили собственное приложение в январе 2016 года, WeChat продолжали способствовать росту и расширению компании.

Уникальное предложение PDD заключается в создании сетевых эффектов. Групповые покупки и социальный шопинг создают реферальную петлю. В результате трафик прямых покупателей PDD органически генерируется благодаря рефералам существующих пользователей.

Социальная коммерция отличается от электронной коммерции, представленной в Китае маркетплейсами Taobao или JD.com, так как ориентирована на предоставление интерактивного опыта, который имитирует офлайн-покупки. В 2019 году компания объединила более 500 миллионов активных покупателей всего за 4 года, у Alibaba это заняло 15 лет.

PDD и конкуренты

Основное различие PDD — он был создан с акцентом на игровые элементы. Alibaba, JD и даже Amazon делают упор на эффективности и скорости покупок. Это все равно что выбирать между тем, когда ты выбираешь товар и проводишь картой для оплаты, или покупками с друзьями.

У PDD есть то, чего нет у компаний электронной коммерции. Реферальная программа, которая создает вирусную петлю для привлечения новых пользователей, уменьшает отток клиентов и увеличивает длительность пользования приложением. Согласно данным TheTool, рефералы на 18% более лояльны нежели пользователи, привлеченные через другие маркетинговые каналы. Фактически такие пользователи остаются в экосистеме на 16% дольше.

Командная модель закупок создала и укрепила сообщество друзей и семей, которые покупают вместе онлайн. Приложение PDD похоже на модернизированный торговый центр, но с дополнительными функциями геймификации и взаимодействия, которые были бы невозможны при реальном шопинге.

Одна из любимых стратегий автора в PDD — это мини-игры, которые мотивируют пользователей покупать больше. Например, Duo Duo Orchard — это мини-игра в приложении, которая позволяет выращивать виртуальное дерево посредством покупок. Каждый купленный предмет превращается в каплю воды, которая поливает дерево. Когда на дереве вырастут фрукты, пользователь может запросить в сервисе настоящую коробку фруктов, которую ему доставят бесплатно.

Groupon vs PDD

Groupon, вероятно, самый близкий конкурент PDD на Западе. Они похожи в части управления групповыми продажами.

Groupon допускает форму командной покупки, но существует ряд заметных различий, которые подчеркивают превосходство PDD.

Во-первых, предложения Groupon состоят почти исключительно из товаров, которые плохо продаются. PDD предлагает товары, которые потребитель и так, скорее всего, собирается купить, но благодаря платформе может извлечь из этого выгоду.

Во-вторых, торговля в Groupon ограничена по гео, так как товары могут быть выкуплены только в определенном месте. А PDD расширяют свои торговые точки из Китая по всему миру.

Также на Groupon скидки зависят от продавцов, поэтому нет смысла приглашать больше людей.

Социальная коммерция в США и России

Уже сейчас есть множество показателей, которые доказывают, что западные потребители готовы к более сложной социальной форме торговли.

Покупки в Instagram: платформа сделала возможным совершать покупки во время просмотра ленты. По данным Instagram, более 130 миллионов человек каждый месяц нажимают на шопинг-теги, которые можно размещать в постах.

Пины Pinterest: такие пины появились в июне 2015 года, по стилю и функции похожи на теги покупок в Instagram. Исследование Pinterest обнаружило, что 93% пользователей полагаются на Pinterest при планировании покупок, а 87% совершают покупки, увидев то, что им понравилось в Pinterest.

Бренды идут к инфлюенсерам, чтобы продвинуть свою продукцию. Потребители, в свою очередь, доверяют и слушают их, как если бы они были друзьями.

В России механики социальной коммерции развивают «ВКонтакте». Недавно компания добавила раздел «Покупки» в свой супер-апп. В нем есть посты из сообществ и со страниц пользователей с прикрепленными ссылками на товары. Покупку пока можно оформить только через мини-апп AliExpress, не выходя из «ВКонтакте».

Мы в Heads and Hands продумываем то, как использовать виральные петли и социальные механики в проектах наших клиентов. Один из успешных кейсов — приложение для сети Sportlife.В нем мы создали подобие соцсети для клиентов клубов, в которую можно приглашать друзей, следить за активностью их тренировок, рейтингом внутри клуба и всей сети, вместе ходить на тренировки. Это мотивировало на более частое посещение клубов тех пользователей, которые добавляли хотя бы одного друга внутри приложения.Видя эту динамику, мы добавили бонус для друга и пользователя за приглашение в сеть. По нашей статистике, чем чаще человек ходит в клуб, тем выше вероятность, что он продлит абонемент — это был главный KPI при разработке приложения. Социальная функция приложения создала виральный эффект и повысила количество продаж: пользователи начали приглашать друзей в приложение, стратегия отлично сработала вместе со скидкой за приглашение друга.

Выводы из истории про социальную коммерцию

Вот некоторые уроки, которые можно извлечь из стратегии PDD:

  • Объедините офлайн и онлайн: то что покупатель может купить в офлайне, он должен получать и в онлайне. Но не всегда наоборот. Предложите потребителям то, что они не смогут получить в офлайне, и они, вероятнее всего, останутся на платформе.
  • Сосредоточьтесь на продуктах/сервисах, которые люди в любом случае купят: PDD настолько успешен благодаря широкому ассортименту повседневных продуктов: от посуды до гаджетов. В то время как Groupon сосредоточен на разовых рекламных акциях, что делает его платформой для однократного использования.
  • Создайте стимулы для клиентов, чтобы они привлекали знакомых: можно сэкономить на привлечении пользователей, если приложение растет за счет рефералов.
  • Входите на рынок через популярные соцсети: как PDD протестировали гипотезу через WeChat.
  • Геймифицируйте опыт пользователей.

Воспользуйтесь социальными механиками, чтобы увеличивать свои продажи!

Читайте также

September 12, 2024

Генеративная оптимизация: как продвигаться в нейросетях и попадать в ответы ИИ

Часть 2

Интренет меняется: когда пользователю нужно что-то найти, его первый запрос все чаще уходит в ChatGPT или DeepSeek. Нейросети учитывают контекст и поэтому не просто предлагают товары и услуги в своих ответах, а решают конкретные задачи.

В первой части мы рассказали о том, как это происходит: как работают нейросети, откуда они берут информацию и как формируют ответы на запросы пользователей. В этой части расскажем о генеративной оптимизации — инструменте, который помогает продуктам вашего бизнеса попасть в эти ответы.

Больше про рынок и технологии AI пишет наш операционный директор в своем Telegram-канале.

Читайте также