
Пособие о том, как делать не надо.

Чтобы предлагать клиентам низкие цены на авиабилеты, нужно было сократить затраты. Тони Фернандес решил автоматизировать бизнес-процессы: сначала запустил систему онлайн-бронирования билетов, затем — электронные посадочные талоны и технологию распознавания лиц в аэропорту.

Цифровизация помогла уменьшить затраты и на время нарастить прибыль, но на рынке начали появляться другие лоукостеры. Низкие цены перестали быть конкурентным преимуществом AirAsia и продажи компании упали.

Также AirAsia столкнулась с угрозой со стороны онлайн-турагентств. Компания продавала 80% всех билетов через собственный сайт и не размещала их на агрегаторах вроде Expedia и Traveloka. Получается, компания теряла аудиторию, которая выбирала агрегаторы из-за возможности сравнить предложения от разных авиакомпаний.
Во время кризиса в компанию пришел новый руководитель отдела цифровой трансформации. Айрин Омар предложила изменить стратегию AirAsia и превратить ее из лоукостера в цифровую экосистему для путешествий.

«На рынке есть много авиакомпаний, которые помогают добраться из одной страны в другую. Но мы должны думать шире: как обеспечить клиентам комфортное путешествие и образ жизни, к которому они стремятся.»
Команда AirAsia начала изучать возможности компании и увидела, что через сайт проходит высокий трафик — 65 млн пользователей ежемесячно. Но частота покупок была низкая: в среднем клиент покупал авиабилеты всего четыре раза в год.


«Внезапно мы поняли, что трафик AirAsia.com выше, чем у многих агрегаторов. Мы объединяем несколько миллионов активных пользователей, но почему-то не монетизируем их.»
Конкуренция стала драйвером для изменений AirAsia.
В августе 2020 года компания запустила агрегатор билетов от нескольких авиакомпаний. Многим это казалось нелогичным: зачем AirAsia помогать своим конкурентам? Руководство верило в успех идеи по двум причинам:

После покупки авиабилетов клиенты начинают поиск жилья. Чтобы закрыть эту потребность, AirAsia начала заключила партнерство с отелями и платформой Trip.com. Запуск сервиса бронирования помог AirAsia нарастить выручку в 3 раза.
В 2014 году компания запустила бюджетную курьерскую службу Redbox и начала доставлять посылки по острову.

Затем AirAsia поняла, что лайнеры авиакомпании можно использовать не только для пассажирских, но и для грузовых перевозок. Тогда компания решила использовать самолеты, чтобы доставлять грузы между островами.

«Amazon начинал с продажи книг, теперь он продает капусту. Мы перевозили пассажиров, теперь доставляем все остальное»
AirAsia узнала, что одна из проблем туристов — купить иностранную валюту. Обменные пункты в аэропортах берут высокую комиссию, а поиск банка с выгодным курсом в незнакомой стране — непростая задача.
Тогда компания запустила сервис BigPay: с помощью него клиенты AirAsia могли за пять минут создать банковский счет и получить необходимую валюту.

За 2020 год число транзакций в сервисе BigPay выросло в 5 раз. Тогда AirAsia продолжила расширять финтех-сервисы: она запустила электронный кошелек AirAsia Pocket и кредитную площадку AirAsia Money.
Клиенты AirAsia любили бортовое питание и интересовались, можно ли его где-то купить после посадки. Тогда компания открыла ресторан AirAsia Santan и включила в меню популярные среди туристов блюда.

AirAsia закрыла основные потребности туристов с помощью цифровых сервисов. Следующая цель компании — предложить клиентам бесшовный опыт взаимодействия с ними.
В октябре 2020 года AirAsia запустила суперапп, который объединил 15 сервисов с помощью общей учетной записи и программы лояльности. По состоянию на ноябрь 2023 года приложение AirAsia Super App предлагает:

AirAsia запускала сервисы поэтапно, прислушиваясь к потребностям пользователей. Например, в августе 2021 года появился AirAsia Ride, который помогает туристам вовремя добраться до аэропорта.
Несмотря на конкуренцию со стороны гигантов Gojek и Grab, AirAsia Ride нашла свою нишу и нарастила число поездок до 3 млн в феврале 2023 года.

Сейчас турист может спланировать свое путешествие, не покидая суперапп. Например, чтобы отправиться из Дубая на Бали, пользователь должен:


Когда турист прибывает на Бали, он все еще может использовать суперапп. Например, чтобы купить билет на паром до острова Нуса Пенида, заказать доставку еды в номер или вступить в сообщество путешественников на Бали. По данным AirAsia, пользователь супераппа в среднем совершает минимум семь транзакций вместо одной при покупке авиабилета.


«Благодаря сервисам пользователи заходят на сайт и в приложение в 7 раз чаще, чем когда мы предлагали только авиабилеты.»
AirAsia планирует наращивать потенциал супераппа: сервисы, не связанные с покупкой авиабилетов, к 2026 году должны приносить половину выручки компании. Сейчас он объединяет 34 млн активных пользователей в месяц и приносит EBITDA в размере $1,7 млн в год.

История AirASia — это пример того, как грамотно спроектированная стратегия развития экосистемы спасла бизнес на грани банкротства.
С чего начать развитие экосистемы, чтобы не допустить фатальных ошибок — рассказал Team Lead нашей студии Кирилл Голубев.