Напряженная политическая обстановка и санкции повлияли на работу мобильных приложений и сторов в России. С 24 февраля по 14 марта российская версия App Store потеряла почти 7000 приложений.
Число приложений сокращается по двум причинам. Иностранные бренды сворачивают бизнес в России и самостоятельно удаляют свои приложения из App Store и Google Play, как например: Spotify, Netflix, H&M и Uniqlo. Либо сторы убирают приложения российских компаний из каталога без предупреждений. Например, App Store и Google Play удалили приложения «ВТБ Онлайн», «Открытие», «Альфа-Банк», «СберБанк Онлайн», «СберБизнес» и другие сервисы Сбера.
Владельцы российских приложений боятся попасть под раздачу и потерять эффективный канал продаж. Ситуация выглядит так, что сторы могут удалить любое приложение из своего каталога или совсем прекратить работу на территории страны. Или российское правительство решит наложить контрсанкции и запретить работу App Store и Google Play совсем.
В статье расскажем четыре стратегии, которые помогут защитить iOS и Android-приложения и продолжать работать, даже если российских рынок останется без иностранных сторов.
Цель статьи — помочь разработчикам защитить приложения и показать альтернативные способы работы. Нас не интересует политика, мы помогаем работать в новых реалиях.
Стратегия 1. Перенести iOS-приложение в неофициальный аналог App Store
Cydia и AppCake — два самых популярных аналога App Store. В апреле 2022 года Cydia посетили 414 тысяч пользователей, а AppCake — 472 тысячи.
Сторы работают неофициально. Пользователь должен взломать iPhone с помощью утилиты Unc0ver и отказаться от гарантийной поддержки устройства, чтобы установить один из сторов. После взлома пользователь сможет бесплатно скачивать приложения, за которые в лицензионном App Store нужно платить.
В марте пользователи Яндекса искали «взлом айфона» почти 22 тысячи раз, а «джейлбрейк» — почти 51 тысячу раз.
Разработчики загружают в неофициальные сторы приложения, которые не прошли модерацию в App Store, например: если приложение необоснованно запрашивает доступ к файлам смартфона или интерфейс не соответствует рекомендациям Apple в Human Unterface Guideline.
Чтобы загрузить приложение в неофициальный магазин, разработчики собирают и тестируют твик. Это версия приложения, которая устанавливается напрямую на смартфон. Она должна корректно работать, не содержать вирусы, а также соблюдать авторские права и этические нормы.
В России работает также неофициальный магазин, ради которого не нужно взламывать iPhone. AltStore имитирует установку приложения из среды разработки ПО Xcode и переводит смартфон в режим тестирования. Смартфон считает пользователя разработчиком, который загружает приложение, чтобы проверить его функциональность.
Чтобы скачать приложение из AltStore, пользователь должен установить дополнительную программу AltServer на компьютер и подключить iPhone по USB.
Владелец iPhone должен совершить магию, чтобы пройти все этапы установок в неофициальном сторе. Это может стать барьером — пользователи хотят быстрый результат.
Андрес Вабель руководитель разработки в Heads and Hands
Плюсы неофициальных iOS-сторов
✅ Быстрая модерация. Проверяют приложение за 2 дня.
✅ Низкая комиссия. Берут комиссию с платных приложений до 10%, вместо 27% в App Store.
✅ Бесплатное продвижение. Показывают сервисы, игры и онлайн-магазины в рубрике «Приложение дня».
Минусы неофициальных iOS-сторов
❌ Некачественная модерация. Фишинговые приложения в каталогах снижают доверие пользователей.
❌ Сложная установка. Пользователь должен взломать смартфон или скачать дополнительные программы для установки приложения.
❌ Работоспособность смартфона и конфиденциальность. Пользователи рискуют работоспособностью iPhone при взломе и конфиденциальными данными при указании Apple ID.
Стратегия 2. Распространять Android-приложение в формате APK-файла
Android отличается от iOS тем, что предлагает разработчикам открытую операционную систему. Пользователи могут скачивать приложения в обход Google Play в формате Android Package Kit или просто APK. Это установочный файл с архивом и кодом Android-приложения.
Android-разработчики переводят приложение в формат APK за день: собирают файл и оптимизируют его. Далее тестировщики проверяют работоспособность, исправляют ошибки перед релизом.
Компания может разместить APK-файл на официальном сайте. Например, так сделал Банк ВТБ, когда Google Play удалил его приложение из каталога. ВТБ разместил ссылку на скачивание APK-файла и объяснил, как его установить. Также поступили «Сбер» и «Открытие», которые попали под санкции.
Компания также может разместить APK-файл в каталоге неофициального стора. Самый крупный аналог Google Play c открытым исходным кодом — Aptoide. Он объединяет 300 млн пользователей и 1 млн приложений, предлагает скачивать приложения без регистрации, обновлять их и возвращать к предыдущим версиям.
Чтобы опубликовать приложение, владелец регистрируется на платформе Catappult, добавляет ссылку на страницу приложения в Google Play и платит $79 за год. После модерации приложение появится в общем каталоге.
Стор будет удерживать комиссию 10% от доходов приложения вместо 15% в Google Play. Аналоги APK-Pure и F-Droid работают по такой же схеме, но собрали аудиторию в 3 раза меньше, чем Aptoide — около 100 млн.
Плюсы неофициальных Android-сторов
✅ Низкая комиссия. Берут комиссию с платных приложений до 10%, а Google Play — 15%.
✅ Слабая конкуренция. Содержат в 3 раза меньше приложений, чем Google Play. Вероятность, что приложение заметят — больше.
✅ Быстрая модерация. Проверяют приложение до 2 дней, а Google Play — до 7 дней.
✅ Простая установка. Установить APK-файл также просто, как приложение из Google Play.
Минусы неофициальных Android-сторов
❌ Кража персональных данных. Пользователи не доверяют неофициальным сторам из-за фишинговых приложений.
❌ Приложения не обновляются. Чтобы обновить приложение, нужно скачать и установить новый APK-файл.
❌ Нарушение интеллектуальной собственности. Компании придется раскрыть актуальный исходный код приложения, чтобы опубликовать в каталоге.
❌ Нет альфа и бета-тестирования. Компания не сможет протестировать приложение и исправить критические ошибки перед релизом.
Стратегия 3. Адаптировать приложение для AppGallery от Huawei
AppGallery — магазин приложений от Huawei. Он появился в 2018 году из-за торгового конфликта между США и Китаем. Американское правительство запретило компаниям работать с Huawei и покупать оборудование производителя. Google расторг с Huawei соглашение о сотрудничестве и отключил смартфоны бренда от своих сервисов, в том числе от Google Play. Huawei инвестировал $1 млрд в собственный стор AppGallery и к 2022 году объединил 1,8 млн партнеров, например: Booking, Viber, Opera и другие международные сервисы.
Компания может создать приложение для AppGallery с нуля или адаптировать существующее Android-приложение. Для этого нужно самостоятельно адаптировать его под требования операционной системы Harmony OS или обратиться в студию разработки, например, к нам. Мы разрабатываем приложения под AppGallery с нуля для новых клиентов и адаптируем разработанные нами Android-приложения. Мы помогли приложениям MYBOX, «Спортмастер», Boxberry, «ВсеИнструменты.ру» и «Петрович» появиться в AppGallery.
Мы помогли «Петровичу» сделать приложение для Harmony OS. Бренд хотел разместить приложение в AppGallery, потому что значительная доля его клиентов пользуется смартфонами Huawei. Мы решили адаптировать существующее Android-приложение «Петровича» и потратили всего 138 часов на внедрение, тестирование и отладку. Это примерно в 30 раз быстрее, чем разрабатывать приложение с нуля.
Екатерина Пугачева менеджер проектов в Heads and Hands
Как адаптировать Android-приложение под Harmony OS:
- Проанализировать код приложения и убрать Google-сервисы, которое оно использует.
2. Подключить сервисы аналитики.
3. Добавить альтернативы от Huawei вместо Google-сервисов.
4. Протестировать изменения на устройствах Huawei.
Расскажите нам про свою задачу и цифровой продукт через форму на сайте. Эксперты нашей студии предложат вам время для созвона, где уточнят детали бизнеса, разберутся в задаче, подберут варианты решения и покажут релевантные кейсы.
Плюсы стора AppGallery
✅ Растущий спрос на Huawei. В марте 2020 года продажи смартфонов Huawei в России выросли на 300%.
✅ Льготная комиссионная программа. В первый год владельцы приложения не платят комиссию, со второго — платят 15% от доходов.
✅ Альфа и бета-тестирование. Компания может поэтапно обновлять приложение и узнавать реакцию пользователей.
✅ Органическое продвижение. Трафик в AppGallery на 15% выше, чем в App Store и Google Play.
✅ Быстрая адаптация приложения. Занимает от двух недель до месяца.
Минусы стора AppGallery
❌ Нужно адаптировать приложение. Создание APK файла для неофициальных сторов обходится дешевле и занимает до двух дней.
Стратегия 4. Опубликоваться в российском сторе
Российские разработчики адаптируются под ситуацию на рынке и запускают отечественные альтернативы Google Play.
В марте 2022 года гендиректор российского Gett Анатолий Сморгонский запустил RuMarket — магазин приложений для пользователей Android. Он позиционируется как отечественный аналог, но работает на базе каталога приложений F-Droid и не указывает исходный код. Это нарушает лицензию F-Droid, поэтому стор могут заблокировать.
В мае 2022 года АНО «Цифровые платформы» запустили свой магазин приложений — NashStore. Разработчики могут подать заявку на публикацию в каталоге: для этого нужно заполнить форму регистрации и рассказать о приложении и его статистике. Мы протестировали и показали приложения, которые есть в новом сторе в нашей статье.
Конкурент RuMarket и NashStore — магазин приложений RuStore от VK и Министерства цифрового развития, который появился в мае 2022 года. Он работает на основе российских платежных, картографических и рекламных разработок и будет устанавливаться на смартфоны в России до продажи. В статье рассказываем, как устроен Rustore, какие там есть cервисы и почему у него больше шансов стать полноценным маркетплейсом приложений.
Плюсы отечественных сторов
✅ Нет влияния санкций. Сторы не удалят приложение из каталога под влиянием политики.
✅ Удобная платежная система. Покупки внутри сторов будут работать с платежной системой «Мир».
✅ Минимальная комиссия. Сторы обещают льготную комиссионную программу для разработчиков приложений.
Минусы отечественных сторов
❌ Сложное продвижение. Создателям стора придется привлекать пользователей на площадку, где не будет большого выбора приложений. И мотивировать разработчиков загружать приложения в стор, где нет аудитории.
❌ Отсутствие зарубежных приложений. Западные разработчики не согласятся размещать приложения в российском сторе из-за репутационных рисков.
Мы рассмотрели основные стратегии, которые можно использовать в случае ухода с рынка App Store и Google Play. Наша студия поможет применить одну из них для вашего продукта или сформировать новую стратегию. Расскажите о задаче на сайте, мы подготовим пошаговый план.