Бизнес строит горизонтальную экосистему и расширяет свой основной продукт на смежные сегменты рынка. Новые сервисы закрывают дополнительные потребности клиентов и поддерживает основной продукт экосистемы.
Горизонтальная экосистема развивается по типовой схеме и выстраивает процессы последовательно. Например, служба доставки еды из ресторанов — это геосервисы, автопарк, курьеры, пользователи, рестораны и мобильные приложения для каждой стороны. Эти инструменты можно запускать на новых рынках — например, для экспресс-доставки продуктов или отправки посылок. Так горизонтальное развитие прибавляет экосистеме новый продукт.
Отличие горизонтальной экосистемы от вертикальной
Бизнес строит вертикальную экосистему на базе одного основного продукта. Создает платформу для взаимодействия, выстраивает цепочку сервисов для одной задачи и увеличивает ценность предложения.
Для горизонтального развития экосистема масштабирует свой основной продукт на смежную область или создает сервис с нуля.
Похожим образом земледельцы осваивают новые территории. Сначала земледелец возделывает одну культуру на одном поле. Он учится выращивать и пожинать пшеницу, продавать зерно, хранить и распределять остатки. Эти навыки он использует на новом поле и выращивает другую культуру.
«Детский мир» — от продажи детских товаров до семейных сервисов
«Детский мир» продает товары для детей с 1947 года. Целевая аудитория — люди с детьми в семье или окружении. Компания понимает их потребности. Кроме детских игрушек, мамы ищут удобную одежду, средства гигиены или набор вещей для сумки в роддом. Родители также пользуются бытовой техникой, покупают корм и игрушки для домашних питомцев, ищут нянь, репетиторов и собирают справки для детского сада.
Для некоторых задач «Детский мир» уже разработал решение. Например, в приложении появились разделы с товарами для мам, животных, а также техника для дома. Клиенты «Детского мира», которые раньше искали и покупали эти предметы в других магазинах, могут остаться внутри экосистемы и решить свои смежные задачи. Например, записать ребенка на развивающие занятия, забронировать тур на каникулы или обратиться за консультацией к доктору.
PayPal — из кнопки оплаты в финансовый суперсервис
Основной продукт PayPal — финансовые операции и денежные переводы. Потребности пользователей выросли с развитием финтех-услуг. Чтобы оставаться конкурентоспособным, PayPal вышел за рамки платежного сервиса для оплаты покупок и перевода средств. В сентябре 2021 года он запустил новые инструменты и превратил приложение в суперсервис.
Так PayPal трансформировался в горизонтальную экосистему.
PayPal использовал глубокую экспертизу в области финансовых технологий в новых условиях. Он сделал конкурентное предложение, не будучи банком и не вступая в соревнование с банковскими экосистемами. В течение 2021 года приложение превратилось в универсальный суперсервис под любую финансовую операцию.
Альфа-Банк — фокус на том, что умеет
Альфа-Банк не конкурирует с гигантами вроде Сбера или Тинькофф в непрофильных направлениях бизнеса. Банк делает ставку на партнерства вместо создания множества сервисов.
В суперсервисе Альфа-Банка будут только финансовые продукты: банкинг, сервис инвестиций, цифровая ипотека, накопительные счета, мобильные кассы и другие услуги. Нефинансовые сервисы развивают партнеры в собственных интерфейсах.
Каждый отвечает за то, в чем имеет экспертизу. В результате экосистема формирует качественный пользовательский опыт.
Bolt — от сервиса такси до RideTech-экосистемы
Сервис вызова такси появился в 2013 году и назывался Taxify. Каждая пятая поездка в такси была меньше трех километров. Компания предположила — для поездок на короткие расстояния пользователи предпочли бы электросамокаты.
В сентябре 2018 года Taxify добавил в мобильное приложение сервис аренды электросамокатов и запустил его в Париже. Так начала развиваться экосистема.
В феврале 2019 Taxify изменил название на Bolt. В августе запустил службу доставки еды на вынос Bolt Eats. А в 2020 в Европе и Африке появился Bolt Mobility — сервис аренды велосипедов и электросамокатов. Финальным звеном в цепочке горизонтальных сервисов стал каршеринг Bolt Drive в 2021 году.
В результате экосистема работает в 400 городах мира, оценивается в €7,6 млрд и привлекает финансирование на новые проекты. Например, на сервис 15-ти минутной доставки еды Bolt Market, который появился в Bolt Food.
В 2021 году Bolt вырос двукратно, в то время как другие игроки рынка — на 30-50%. Bolt сделал это благодаря синергии между продуктовыми вертикалями и распределению бюджета между направлениями. Это обеспечило доступные цены и качественные услуги.
Расскажите о вашей задаче, а наши эксперты расскажут, как ее решить c помощью экосистемного подхода.