Пять причин, почему приложению нужен маскот

Разбираемся на примерах злобной совы, кота Уха и барашка Мо

Маскот в приложении — это персонаж, который знакомит пользователя с интерфейсом. Он выступает лицом приложения, даже если вместо лица у него — морда.

Опрос Сбера показал, что маскоты располагают аудиторию лучше, чем амбассадоры бренда и блогеры. Поэтому персонажи перебрались из рекламных баннеров в приложения и стали инструментом общения с пользователями.

Кто вызывает доверие к бренду

В статье разберем еще 5 причин, почему стоит завести фирменного маскота в приложении.

Причина №1. Маскоты заполняют пустые состояния

Пустые состояния — это экраны приложения, свободные от контента или данных. Они появляются в случае системных ошибок, отсутствия интернета, нехватки данных в профиле или пустой корзины.

Пустые состояние в приложении

Пустые экраны воспринимаются как негативный опыт. 40% клиентов уходят, если разделы интерфейса загружаются дольше 3 секунд. Дизайнеры могут превратить этот негативный опыт в позитивный, если добавят иллюстрации. Исследования Роберта Сапольски в книге «Биология добра и зла» показали: забавные картинки активируют в мозге человека гормон удовольствия дофамин.

Такой прием используется в приложении гипермаркета Лента. Кот Ух заполняет пустые состояния и направляет пользователя к покупке. Например, если клиент зашел в пустую корзину, маскот предложит вернуться в каталог и посмотреть что-нибудь вкусное.

Кот Ух из приложения Ленты

Причина №2. Маскоты упрощают коммуникацию

Сообщения от маскотов в приложении вовлекают пользователей на 154% эффективнее, чем пуши. Персонажи позволяют говорить в расслабленной манере, непринужденно объясняя тонкости продукта. Они помогают приложению заговорить на языке пользователя.

Например, сникерстор Urban Vibes решил вместе с нами запустить новогоднюю игру в приложении. Чтобы познакомить пользователей с правилами игры и вовлечь в нее, мы предложили создать маскота. Он должен был вписаться в стилистику Urban Vibes и стать отражением аудитории: дружелюбным, способным заявить о себе, увлеченным музыкой, кроссовками и уличной культурой.

Маскот Urban Vibes

Персонаж Uvi — это отражение аудитории Urban Vibes. Он носит пирсинг, стильные кроссовки и любит уличный стиль. Маскот говорит на одном языке с молодежью с помощью визуала.

Мы заложили в персонажа два архетипа:

•‎ Славный малый — в закругленных формах и мягких чертах лица маскота. Он отражает тон бренд — дружелюбный и настоящий.

•‎ Бунтарь — в пирсинге, одежде и черно-белой гамме. Он отражает энергию аудитории: желание перевернуть старое и привнести что-то новое.

А детали отражают сам бренд: желтый — фирменный цвет Urban Vibes, наушники — любовь к музыке, кроссовки — сникер-культуру.

Такие внешние атрибутики позволяют персонажу построить эмоциональную связь с целевой аудиторией.

Катрин Шабина Катрин Шабина, Graphic Designer Heads and Hands

Команда Urban Vibes оценила идею и вывела маскота за рамки приложения: он продвигал игру в социальных сетях бренда, на сайте и на экранах в офлайн-магазинах.

Причина №3. Маскоты проводят онбординг

Пользователь заходит в новое приложение с определенной задачей и пытается понять, как ее закрыть.

Персонаж может ответить на этот вопрос и помочь пользователю: показать основные функции приложения, сопроводить от регистрации до оформления заказа или подписки.

Пример — маскоты в «Омолоко», приложении для продажи мороженого с производства.

Маскоты-мороженки

Мы создали фирменных персонажей в виде пломбиров и стаканчиков, которые помогают пользователю ориентироваться в интерфейсе. Они рассказывают о функциях и разделах приложения в онбординге и с помощью подсказок на экране.

Например, мы сделали оригинальную иконку фильтра в виде рта. Персонажи объясняют пользователям, что здесь можно отсортировать мороженое по вкусам.

Мы создали две дизайн-концепции для «Омолоко». Сначала хотели сделать строгие иллюстрации с отсылкой к ГОСТам, показать качество продукции и завоевать доверие клиентов. А потом придумали игривые мороженки, которые делают интернет-магазин простым и дружелюбным. Остановились на втором варианте — он вызвал у клиентов больше положительных эмоций.

Екатерина Токмакова Екатерина Токмакова, дизайн-директор Heads and Hands

Если что-то пойдет не так, фирменный персонаж от «Омолоко» поможет пользователю и сориентирует его. Например, когда пропадает интернет, мороженка советует проверить подключение. А когда возникает ошибка — рекомендует обновить экран.

Как результат — приложение «Омолоко» заняло 3 место в рейтинге «Золотое Приложение» за лучший дизайн. Подробнее о возможностях приложения рассказали тут.

Причина №4. Маскоты создают эмоциональную связь с аудиторией

Маскоты вызывают у пользователей доверие. Поэтому с помощью персонажей бизнес может выстроить отношения с аудиторией на личном уровне. Особенно, если маскот будет выполнять роль друга — сопереживать, давать советы и подбадривать.

Пример — маскот-барашек из приложения для медитаций «Мо». Он отражает эмоции пользователя: гнев, панику, боль, подавленность. И сопровождает его на медитациях, которые помогают преодолеть эти состояния.

Маскот Мо

Маскот в приложении транслирует пользователю: «Я понимаю твои эмоции, тебе нелегко. Ты не один, я с тобой».

Причина №5. Маскоты привлекают трафик

«Макдоналдс» трудно представить без клоуна Рональда Макдональда, а компанию Energizer — без неутомимого кролика. Персонажи стали ключевыми представителями продукта и прославили компании.

Харизматичный маскот может стать вирусным героем, если зацепит внимание пользователей. Они будут создавать мемы о персонаже и делиться ими с друзьями, а приложение получит органический трафик.

Вирусные маскоты могут существовать годами. Например, сова из приложения Duolingo прославилась навязчивыми пуш-уведомлениям.

Навязчивые пуши от Duolingo

Пуши прилетали пользователям, которые долго не заходили в приложение. В них сова настойчиво требовала вернуться к обучению. Благодаря Twitter пассивно-агрессивные цитаты совы разлетелись на мемы.

Мемы про сову Дуо

Duolingo ответил на мемы и создал TikTok-аккаунт с роликами про навязчивую сову. Он объединил 2,5 млн подписчиков за год, а самый популярный ролик набрал 23 млн просмотров.

В 2021 году Duolingo опросил новых пользователей — как они узнали о платформе. 29% клиентов начали пользоваться приложением благодаря вирусным роликам с совой в TikTok. Компания тратит на продвижение приложения меньше 1% выручки в год, потому что платформа растет органически — данные Duolingo.

Заключение

Опрос Института общественного мнения показал:

  • 70% клиентов считают, что маскоты делают бренд более запоминающимся.
  • 46% клиентов воспринимают бренд с маскотом более дружелюбным.
  • 64% клиентов доверяют рекламе, в которой есть маскоты.

Персонажи помогают пользователю лояльнее относиться к сообщениям об ошибках, пуш-уведомлениям и делают приложение уютнее. Поэтому они перебрались из рекламных баннеров в приложения и стали инструментом общения с пользователями.

Бренды выбирают маскотов вместо амбассадоров и инфлюенсеров, потому что его репутацией можно управлять. Персонаж всегда будет говорить именно то, что хочет донести компания — без искажений.

При этом важно осмысленно выбрать персонажа: он должен отражать ценности бренда и говорить с аудиторией на одном языке. Маскот без сторителлинга, искусственно прибитый к названию компании — не работает.